Дом русского зарубежья приглашает: Выставка — «Школа двух сестер. Живопись А. Краморовой и А. Ворониной»


Выставка откроется 7 апреля в 18.00. И будет проходить в выставочном зале № 139 с 12.00 до 19.00 по рабочим дням.


На выставке будут представлены живописные работы двух русских художниц и родных сестер, эмигрантов первой волны Александры Краморовой и Антонины Ворониной. Выставка пройдет в рамках «Новые поступления музейного собрания ДРЗ». Дар поступил в ДРЗ в 2013 году из США от наследницы творчества художников Антонины Буис.

16 живописных работ сестер А. Краморовой и А. Ворониной, вошедших в состав основного музейного фонда ДРЗ, существенно расширяют коллекцию ИЗО нашего Дома, а также органично дополняют и расширяют коллекцию американских художников российского происхождения музейного собрания ДРЗ. Картины будут демонстрироваться впервые в Доме русского зарубежья, кроме того, они будут дополнены живописными работами сестер, находящихся в частных коллекциях.

Александра Герасимовна Краморова (Kramorow) (2 мая 1904, Варшава – 15 июня 1978, Нью-Йорк). Антонина Герасимовна Воронина (Woronyn) (3 июня 1908, Санкт-Петербург – 1 августа 1996, Нью-Йорк). В девичестве Сечинские. Их отец, Герасим Иванович Сечинский родился в  1866 году. Потомственный военный, окончил 2-й Московский кадетский корпус в 1885, Николаевское кавалерийское училище в 1887. Ротмистр Лейб Гвардии Гродненского гусарского полка (с 1906 в отставке полковником). В эмиграции был в Польше. Умер 24 апреля 1933 года в Варшаве. Он был потомком Палеологов и коллекционером произведений искусства, а также некоторое время занимался проблемами охраны памятников старины, заведовал парками и дворцами, Петергоф, Павловск. Мать, Антонина Карзинкина, родом из московской богатой купеческой семьи, владельцев знаменитой Ярославской мануфактуры, получивших дворянский титул в 1914 году.

Сама незаурядная пианистка, знавшая латинский и греческий и говорившая на нескольких иностранных языках, Антонина Сечинская всех своих четырех детей познакомила с миром музыки, живописи, театра и литературы. Старшая дочка Юлия, родившаяся в 1898 г., стала актрисой (редчайший случай в то время для девочек из хороших семей). Две другие девочки – Александра, родившаяся в Варшаве в 1904 г., и Антонина, родившаяся в Санкт-Петербурге в 1908 г., стали художницами. Сын Алексей, родившийся в Ницце в 1905 г., любил литературу и театр, но был обучен вести финансы семьи и дела по имению. Они жили в атмосфере прекрасного, окруженные искусством и красотой, с беседами о творчестве.

Большая семья вынужденно покинула послереволюционную Россию. Они ненадолго задержалась в родительском имении под Вильно, но и оттуда пришлось бежать. В 1923 году вместе с родителями уехали в Польшу. Сестры окончили Варшавскую Академию искусств, их учителем был известный польский художник Тадеуш Прушковский. Затем они открыли свою собственную студию. Некоторое время совершенствовалась в Париже. В 39-м году беда догнала семью в Варшаве – грянула Вторая мировая война. И остались навеки в польской земле лежать отец Антонины, старшая сестра Юлия, погибшие при бомбёжки двое маленьких детей брата. Погибли все живописные работы, созданные в Варшаве Антониной и Александрой. Советская авиация бомбила Варшаву днём, союзники  – днём и ночью, немцы тоже не оставались в долгу.

Сечинские сохраняли свою принадлежность России, отказываясь принимать гражданство Польши, а позднее и Германии, где они оказались в лагере DP - для перемещенных лиц. Там, в Германии, умерла их мать. Антонина и Александра рисовали и учили, встретили русских соотечественников-эмигрантов, вышли замуж и в 1950 г. прибыли в Америку. Семья путешествовала на пароходе под символичным названием «Либерти», доставившем беженцев в Соединенные Штаты.

В 1950-м году сестры перебрались в Нью-Йорк и приняли гражданство. В Нью-Йорке в Квинсе сестры сумели открыть собственную художественную мастерскую, получившую название «Школа двух сестер» (Two Sisters’ School). Они участвовали в выставках Ассоциации русско-американских художников, Национальной академии, и Le Cercle Artistique Français. Также они работали с галереей Дункан в Париже. Сестры всегда помнили о России, и она неизменно оставалась в их сердцах. В их картинах всегда присутствовал дух России, как бы озаряя произведения русским светом. Получив академическое образование, обе сестры преподавали, рисовали на заказ много портретов. Выставлялись также много, у них была скромная, но бурная жизнь русско-американских художников. Писали в импрессионистской манере портреты, сцены из жизни детей и пейзажи, в том числе русские мотивы с церквями; часто работали над картиной совместно. Самых ярких результатов сестры добились в своих многочисленных портретах, которые писали, как правило, вместе, то есть «в четыре руки». Как два пианиста, играющих на одном рояле, две художницы рисовали на одном полотне. Как в 1962 г. отмечалось в «Арт Ньюс», «две сестры, единые по духу, гармонично работают вместе над картинами из русской жизни так, что невозможно различить руку каждой». Их парный портрет у мольберта сделан обеими художницами: сестра писала сестру и наоборот.

Диапазон их стилевых нюансов в портретном жанре был довольно широк: от мягкого романтически окрашенного этюда до психологически заостренного и наполненного внутренним драматизмом реалистического образа, от просветленно возвышенного юношеского порыва до напряженно усталой жизненно умудренной сосредоточенности.

Сестры-художники участвовали во многих выставках в Нью-Йорке, в том числе в галереях Barbizon, Ahda Artz и в Ассоциации русско-американских художников (Russian-American Artists Association), а также в частных галереях в Париже.

Более полувека сестры работали в Нью-Йорке. После смерти Александры в 1978 году Антонина продолжала писать. В 1988 году на пике перестройки, Антонина решила, что наконец-то пришло время для безопасного визита в Советский Союз. На ее 80-летний день рождения она с дочерью поехала в Москву и в Ленинград. Для Антонины Ворониной это была первая поездка в Россию за 65 лет. Они посетили квартиру ее семьи, которую к тому времени превратили в несколько квартир.

Антонина дожила до распада Советского Союза и до того дня, когда ее родному городу вернулось название Санкт-Петербурга. Страна снова стала Россией. В свои восемьдесят с лишним лет она посещала Россию несколько раз. Она приезжала в Ярославль, город на Волге, где до революции Карзинкины владели большими мануфактурами, и где в художественном музее проходила выставка живописных работ сестер. В 1992 году первая в России выставка сестер была организована в Ярославском художественном музее. "Какое счастье, я дома!” – воскликнула художница на открытии. Сбылась её мечта – картины вернулись домой. После закрытия выставки Антонина Воронина приняла решение передать многочисленную часть своих работы в дар Ярославскому музею.

В мае 1996-го года в Москве в галерее "Арт–альянс" состоялась новая авторская выставка художницы. На вернисаже были писатели, политики, учёные и художники новой России. «Арт-Альянс» являлся структурным элементом «Группы Альянс» и занимал заметное место в среде московских галеристов более десяти лет.

Антонина Воронина успела закончить новую работу – женский портрет – к открытию новой выставки. Кто знал, что этой работе суждено стать последней…

В 2008 г. – выставка А.Крамаровой и А.Ворониной прошла в Palm Beach Fine Arts Fair, где получила очень яркую оценку зрителей и искусствоведов.

В 2009 году их произведения экспонировались в Москве на выставке «Русское Зарубежье: Новые грани» (совместный проект журнала «Наше наследие» и галереи ГОСТ). Работы для нее предоставила, а затем передала в дар Дому русского зарубежья дочь А.Г. Ворониной Антонина Буис, крупный литературный переводчик, живущая в Нью-Йорке.

Картины сестер хранятся в Long Island Museum of Women’s Art и Great Falls Museum of Fine Arts (США), в Ярославском художественном музее, в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына,  а также в частных коллекциях в США, Англии, Франции и России.

Художественное творчество А. Крамаровой и А. Ворониной заслуживает пристального внимания не только в качестве новой страницы в истории искусства Русского зарубежья, но и как пример бережного и увлеченного отношения к традиции, профессии, мастерству, что само по себе всегда уважаемо и благородно, причем независимо от географии судьбы и обстоятельств их происхождения.


Адрес Дома русского зарубежья им. А.Солженицына: ул. Нижняя Радищевская, д. 2. Проезд: м. Таганская (кольцевая).
Выставка будет проходить в выставочном зале № 139 с 12.00 до 19.00 по рабочим дням.
Тел.: (495) 915-10-80. http://www.domrz.ru