В.П. Андроников

Вячеслав Петрович Андроников

Истории дворянских родов имеют государственное значение, Не для тщеславия частных лиц пишутся они, но для того, чтобы пример верной службы Царю и Отечеству предков был побуждением, как теперешних и будущих представителей этих родов, так и всех прочих подданных России служить также верно и усердно. (Михаил Яблочков, 1903 г.)

Отдельные представители из сословий дворян, объединённые родственными отношениями с родом Арсеньевых-Андрониковых, базирующимся на фундаменте Православия, внесли неоценимый вклад в различные сферы человеческой деятельности, являя собою примеры образцового служения Отечеству. Оставаясь признанными авторитетами и для нашего времени, они служили и служат народу и Отчизне, невзирая на изменения государственного строя. Таковыми являются:           - академик, тайный советник Арсеньев Константин Иванович, дворянин (1789 – 1865);           - протоиерей, Андроников Алексей Васильевич, дворянин (1831 – 1918);           - почётный академик Арсеньев Константин Константинович, дворянин (1837 – 1919);           - архиепископ Никон, экзарх Грузии (1861 – 1908);           - священник Игнатовский Николай Филаретович, дворянин (1865 - 1929);           - педагог, краевед и этнограф Андроников Владимир Алексеевич, дворянин (1874-1961);           - автор открытия, лауреат Сталинской премии Игнатовский Юрий Александрович, дворянин (1915 – 1981);           - академик, ректор Академии живописи, ваяния и зодчества, художник Глазунов Илья Сергеевич (р. 1930), дворянин.

В Костроме 21 сентября 2015 года состоялось открытие XII Всероссийской генеалогической выставки. Выставку организовал Союз Возрождения Родословных Традиций (Москва). В выставке приняли участие генеалоги и историки из Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Воронежа и других городов.

Среди экспонатов: панорама родословного древа рода Романовых; родословные героев ополчения 1612 г. (К. Минина, князя Д. Пожарского, князя Трубецкого, Ивана Сусанина), легендарных русских полководцев (А.В. Суворова, М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, А.И. Остерман-Толстого и др.), дворянских родов (Арсеньевых, Андрониковых, Игнатовских, Стрешневых, Лишиных, Константиновых), героев войны 1812 г. (А.П. Ермолова, Д.С. Дохтурова, А.И. Остерман-Толстого, А.И. Горчакова, Д.Г. Бибикова и др.); святой блаженной Матроны Московской, основоположника русского космизма Н. Фёдорова, а также родословные великих русских писателей: Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.С. Пушкина, С.А. Есенина, М.Ю. Лермонтова. Специально для выставки в Костроме подготовлены родословные костромичей: Гагариных (предков первого космонавта Ю.А. Гагарина), Островских (предков драматурга А.Н. Островского).

Место проведения: Костромская областная универсальная научная библиотека (ул. Советская, д.73). Выставка размещена в просторных залах. Качество оформления стендов - великолепное. Высокохудожественный стенд Арсеньевых, Андрониковых (из Чухломы), Игнатовских (из села Игнатова) с фотографиями и пояснениями - рядом со стендом предков первого космонавта Ю.А. Гагарина (из Чухломы).

В день открытия два канала телевизионного вещания снимали происходящее торжество, в котором приняло участие около 100 человек. Желающих присутствовать на церемонии открытия было так много, что Большой зал не смог вместить всех зрителей, и часть людей стояла в проходах. Аудитории была представлен отчет о результатах генеалогических исследований. Большой интерес также вызвала информация Валерия Владимировича Бибикова о русском государственном деятеле, первом спикере России Александре Ильиче Бибикове, упомянутом во всех энциклопедических изданиях.

Моё выступление на тему «…Где, укажите нам, Отечества отцы …», предварительно отредактированное специалистом по генеалогии, было посвящено делам моих предков. Тема воскрешения из небытия имен и славных дел наших праотцов – сегодня как никогда актуальна, и к ней обращаются многие  историки и ведущие политические деятели нашей страны. Так , например, в своем докладе я приводил цитаты из выступления Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева в 2011 году на конференции, посвящённой 150-летию отмены крепостного права в России.

«Александр II и его единомышленники отказались от традиционного уклада и указали России путь в будущее. …Причём, хотел бы обратить внимание, что жизнеспособными оказались не фантазии об особом пути нашей страны и не советский эксперимент, а проект нормального, гуманного строя, который был задуман Александром II. И, в конечном счёте, прав оказался именно он, а не Николай I, или Сталин».

«Я надеюсь,- продолжал Дмитрий Анатольевич далее,- что Россия XXI века будет свидетельством безусловной правоты и дальновидности реформаторов XIX века».

Император Александр II Император Александр II

Волею императора Николая I главным педагогом и воспитателем цесаревича стал К.И. Арсеньев.

Константин Иванович АрсеньевКонстантин Иванович Арсеньев, русский экономист, статистик (основатель статистики в России), историк, публицист, географ (основатель Русского Географического Общества) и гидрограф, академик Российской и Санкт-Петербургской Академий наук, тайный советник (12(23) октября 1789 г., село Мироханово Чухломского уезда Костромской губернии – 29 ноября (11 декабря) 1865 г. Петрозаводск).

Интересна судьба Константина Ивановича. Отец и дед учёного были священниками, поэтому неудивительно, что в 1799 г. Константин поступил в Костромскую духовную семинарию и с отличием её окончил. В 1806 г. он прибыл в Петербург, чтобы продолжить учёбу в Педагогическом институте, готовившем учителей и наставников для духовных училищ. В 1810 г. Арсеньев в числе лучших студентов должен был отправиться за границу, но в Европе была война, и Константин Иванович поехал в Петрозаводск преподавать латинский язык и географию. Но проработал там он недолго, через несколько месяцев возвратился на берега Невы. Здесь Арсеньев К.И. пишет диссертацию по географии на звание адъюнкта. Но только в 1817 г. он утверждён в звании и должности адъюнкта по части географии и статистики.

В 1821 г. К.И. Арсеньев попал в опалу, так как выступал против крепостного права. Спас его Великий князь Николай Павлович, которому очень понравились лекции учёного в Инженерном училище. Дело было закрыто. А Константину Ивановичу, по инициативе наследника престола, предложили место профессора в школе гвардейских подпрапорщиков.

Его труды по разным отраслям знаний бесценны. Он является автором знаменитой «Краткой всеобщей географии» (1818) - самого популярного учебника географии до середины XIX века, выдержавшего 20 изданий и бывшего в течение 30 лет (1818 - 1840) единственным российским учебником географии. В 1825 г. он пишет «Историю народов и республик древней Греции» и получает высокую оценку Н.М. Карамзина. В 1836 году К.И. Арсеньев составил «Гидрографическое обозрение России». Его труды «Царствование Екатерины I» и «Царствование Петра II» изданы в 1839 году. А его известный фундаментальный труд по статистике и экономической географии «Статистические очерки России» вышел в свет в 1848 году. В первом томе «Записок Русского Географического Общества в 1849 г. К.И. Арсеньев опубликовал «Историко-статистическое обозрение монетного дела в России».

Ещё в 1828 г. Константин Иванович получил место преподавателя истории, статистики, географии наследнику престола - будущему императору Александру II, вместе с В.А. Жуковским сопровождал цесаревича в итоговой общеобразовательной поездке по России. В качестве учителя Арсеньев оказал бесспорное влияние на склад мыслей и характер будущего Царя-Освободителя, Царя-Просветителя, Царя-Законодателя, как называли императора Александра II его современники и благодарные потомки. Личные отношения высокого ученика к своему учителю были самые сердечные и близкие. Пятого мая 1837 г. делегация прибыла в Тверь и пообщалась с представителями общественности, причём тверской интеллигенцией был отмечен высокий образовательный уровень цесаревича.

Император Николай I разрешил Арсеньеву пользоваться материалами Государственного архива. Используя материалы Государственного и ведомственных архивов, Константин Иванович проследил эволюцию русских городов и промыслов с XVII по XIX век. В 1836 г. Арсеньев был избран действительным членом Российской Академии Наук, а в 1841 г. - академиком Петербургской Академии. С 1845 года он является также одним из основателей и товарищем председателя Русского Географического Общества.

«…Цель труда моего есть польза общая, я желал, по мере сил моих, содействовать распространению сведений о великом Отечестве нашем – любить Россию есть священная обязанность каждого русского, а любить с сознанием, с убеждением можно только тогда, когда мы знаем её, когда изучили минувшие и настоящие судьбы её, когда достойно оценили мощь и силу народа и его недуги», - считал К.И. Арсеньев.

За большие заслуги перед Отечеством Арсеньев К.И., имевший чин Тайного Советника, получил герб: в верхней части щита – три звезды, в нижней – географический глобус…

Ещё в доперестроечное время изучению работ Константина Ивановича Арсеньева было посвящено более 30 научных трудов. Академик Пекарский Викентий Викентьевич писал: «Арсеньеву ещё при жизни выпала счастливая доля, которая не всегда достаётся в удел писателя: идеи, за которые его преследовали в молодости, осуществляются по воле того, кому он в юности рассказывал о судьбах родного народа и о настоящем состоянии его. Деятельность Арсеньева как писателя и наставника безупречна, и многим в России известно, что он не отказывался подать руку помощи впавшим в несчастья». Кстати отметить, что Арсеньев К.И. принял деятельное участие в образовании и воспитании собственных двоих сыновей и дочери: Константина, впоследствии почётного академика, видного общественного деятеля, литературоведа, выдающегося современного критика и публициста, имевшего, к тому же, юридическое образование и упомянутого во всех энциклопедических справочниках, и Юрия - смоленского, петрозаводского, затем тульского губернатора.

В 1864 году больной К.И. Арсеньев приезжает к сыну в Петрозаводск, где он умирает в 1865 г.11декабря по новому стилю. Местом его захоронения стал Зарецкий Крестовоздвиженский храм, сохранившийся до наших дней. Сохранилась и могильная плита с надписью «Тайный советник Константин Иванович Арсеньев, родился 12 октября 1789 г. Скончался 29 ноября 1865 г.»

Хочу привести еще один интересный исторический факт, связанный с историей нашего рода и относящийся ко времени деловой поездки императора Александра II в период с 15 по 17 августа 1858 года в Кострому, куда он прибыл вместе c императрицей Марией Александровной. Далее цитирую информацию приветственного адреса на имя протоиерея Андроникова Алексея Васильевича, подписанного генерал-губернатором и многочисленными должностными лицами, числом более 50: «Вот почему мы не удивляемся, что на Вашу долю выпала честь принимать в своём доме Его Императорское Величество Царя-Освободителя, Царя-Просветителя, Царя-Законодателя Александра II…» Принимали не случайно в доме протоиерея Андроникова Алексея Васильевича, племянника Арсеньева Константина Ивановича (Костромские Епархиальные Ведомости, № 24 от 15.12.1904 г.).

Протоиерей Андроников Алексей Васильевич Протоиерей Андроников Алексей Васильевич

В обращении к пастырю в сентябре 1904 года, подписанном 31-м лицом духовного звания, говорится: «Кроме прямых обязанностей каждого приходского пастыря Вы, Отец Протоиерей, много, очень много трудов понесли и доселе продолжаете нести по исполнению многоразличных, сложных и не всегда лёгких поручений, доныне возлагаемых на Вас доверием благостойнейших наших Архипастырей и Костромского духовно-училищного окружения духовенства. Мы не будем подробно перечислять эти многолетние и разнообразные труды Ваши, требующие от Вас немало времени, полного внимания, энергии и знания дела. И все эти поручения Вы всегда исполняли усердно, безропотно, честно, с редкою тщательностью и образцовою аккуратностью…».

Являясь попечителем домов сирот, часть своего жалованья отец протоиерей расходовал на благотворительные цели для сирот. Костромичи знали также, что в доме № 8 по улице Крестьянской (Борисоглебской) в отдельной комнате всегда стояли стол с едой и лавки, где любой нуждающийся и малоимущий могли подкрепиться едой, найти приют и доброе участие. В 1900 году протоиерей был награждён императором Николаем II орденом Св. Владимира 4 степени, в 1904 году получил от императора наперсный крест, а в 1915 году удостоен ордена Св. Анны I степени.

Настоятель храма Бориса и Глеба в Костроме, протоиерей Алексей Васильевич Андроников (1831 - 1918) олицетворял собой уникальный пример исключительного по своему высокому духовному подъёму и долголетию священнослужения Отечеству, высоко оцененному не только в Костромском крае, но, пожалуй, и во всей России. 64 года жизни отдал он ежедневному служению: служил при Николае I, Александре II, Александре III, Николае II и во время правления Временного правительства. Прошло ещё три года благочестивого, праведного служения. Но смутное время, вынесшее на поверхность бесовские силы, не пощадило праведного старца – он принял мученическую смерть. В ночь на Страстную пятницу 3 мая 1918 года отец Алексей пал от рук убийц-богоборцев, нанёсших ему более 20 ножевых ран.

Костромской поэт Вячеслав Смирнов посвятил пастырю сонет:

На страже православия Мы стремимся не только к насущному хлебу Вкусы многих меняются к зрелым годам. Может, время настало предаться мечтам Дерзновенно, открытой душе на потребу? Словно с кручи взмывающим к небу, По преданию издали видится нам Пятиглавый изящно возвышенный храм В честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба… Старожилы охочи порой и доныне Вспоминать о почётном своём гражданине, Кто служил в этой церкви на благо людей! Долгий век в благочестии праведно прожил, Прихожан укрепляя всегда Словом Божьим, - Удивительный пастырь отец Алексей.

Дом № 8 по ул. Крестьянской

Дом № 8 по ул. Крестьянской сохранился, находится в хорошем состоянии и пришло время подумать об организации здесь музея, установить памятную доску. Необходимо также в честь памяти организаторов Великих реформ Арсеньевых подумать о соответствующем наименовании улицы, площади или учебного заведения города Костромы.

В книге Арсеньева В.С. «Род дворян Арсеньевых 1389 -1901» (Тула,1903 г.) находим информацию следующего содержания: «Однофамильные роды Арсеньевых. Кроме древнего рода дворян Арсеньевых, происходившего от Аслана-Мурзы, имеются три других, выслужившихся сравнительно недавно, рода дворян Арсеньевых. Первый род Константина Ивановича. Имеет четыре колена. В гербе имеет глобус. Константин Иванович. Сын протоиерея Арсеньева Ивана Васильевича (окончивший Костромскую семинарию), профессор, академик, Тайный Советник; преподавал географию (историю, статистику и литературу) Императору Александру Николаевичу, в бытность его Наследником. У Константина Ивановича два сына: Юрий Константинович, Смоленский, Петрозаводский, затем Тульский губернатор и Константин Константинович. Известный публицист, почётный академик. Второй род Николая Константиновича. Имеет два колена. Третий род протоиерея Якова Арсеньевича Арсеньева угас со смертью его основателя».

Информация сайта http://live.kostromka.ru/provinze/  гласит дословно следующее: «Об Андрониковых известно немного и всё же недавно чудесный случай приоткрыл тайну старинного рода. Как это ни странно, но оба служителя Преображенского собора, оба Андроникова оказались родными братьями профессора Санкт-Петербургского университета, основателя официальной статистики в России Константина Ивановича Арсеньева. В семье мирохановского священника Ивана Васильевича Арсеньева фамилию отца носил только Константин, второй по рождению из четырёх братьев, а Василий, Фёдор и Пётр были Андрониковы. Подтверждение тому – в Костромских Епархиальных ведомостях №24 от 15.12.1904.»

В то время фамилии святых могли предлагать только лучшим из учащихся в семинарии. Иногда несколько родных братьев имели разные фамилии и примеров тому множество. Согласно родословной, племянником Андрониковых был Константин Константинович Арсеньев.

Все отцы церкви были людьми большой культуры, укоренёнными в мире, в котором они родились, который они знали очень глубоко и тонко, который они сопоставляли с благовестием Нового Завета. Дворянство, как и другие сословия, являет свои отличительные положительные качества только в сочетании с канонами Православия. Без такого сочетания невозможно представить положительных примеров как среди дворянства прошлых веков, так и их потомков, что следует из чтения отечественных классиков XIX и XX веков. «Руководитель государства также должен быть уверен в почтительном отношении своих подданных к вере народной» (Лесков Н.С.-«Однодум»).

Порядок, установленный помещиками, обязывал отрабатывать крепостных крестьян на барина с утра до полдня, а далее крестьянам позволялось обрабатывать свои полоски земли. Видя бедственное положение трудового крестьянства, православное духовенство стало устраивать церковные праздники. Крестьянство в эти дни не ходило отрабатывать барщину, а посещало храмы. После обеда крестьянству позволялось трудиться на своих полосках земли.

Итак, в соответствии с документом К.Е.В. № 24 от 15.12.1904. дядей Андрониковых был Константин Иванович Арсеньев. И в свете событий, происходивших в 1837 и в 1841 годах, обнаруживаются весьма интересные исторические факты, объяснимые прекрасной чертой характера Константина Ивановича, отмеченные академиком Пекарским В.В. «Многим в России известно, что он не отказывался подать руку помощи впавшим в несчастья». За стихотворение «На смерть поэта» Лермонтов, как известно, дважды подвергался ссылкам, но ссылки оказывались короткими. По существу же о негативных сторонах окружающего мира в тех же образованных кругах известно было и до опубликования лермонтовского произведения, к примеру, в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Объяснение состоит в следующем: бабушка поэта Елизавета Алексеевна в1837 и в 1841 годах похлопотала за внука, обратившись за помощью к Константину Ивановичу, тот обратился с соответствующим прошением к императору Николаю I, и … ссылки отменялись.

Т.А. Комарова в монографии «Лермонтов» пишет: «…В период обеих ссылок Лермонтова на Кавказ именно Елизавета Алексеевна была самым настойчивым и неутомимым ходатаем перед власть имущими за опального внука. В первую очередь, именно благодаря её неусыпным хлопотам он вернулся с Кавказа в 1837 году, а в начале 1841 года, находясь во второй ссылке, получил отпуск в Санкт-Петербург…»

Эти факты опровергают досужие и бездоказательные мнения о том, что родовитые родственники якобы «не могли принять участие в его судьбе, пользуясь своим влиянием в окружении монарха и в высшем свете, и таким образом оказать помощь Михаилу Юрьевичу в обстоятельствах, приведших к гибели поэта».

О выражении « в обстоятельствах, приведших к гибели поэта» пришло время разобраться пристальнее и подробнее.

Дуэли в России запрещены были всегда и светской властью и Верой Православной. Первая и главная заповедь Христа гласит: НЕ УБИЙ! Кстати будет сказано, что староверы и ранее и теперь свято чтят главную заповедь Иисуса Христа!

Лица, принимавшие решение об участии в дуэли, отрекались от христианских постулатов, от основ Православия ещё при жизни. Поэтому жертв дуэли хоронили вне оград церковных погостов. Известно, что Пушкина похоронили, выполнив его волю, рядом с могилой матери. Но церковная ограда Святогорского монастыря в месте захоронения Пушкина огибает могилу с трёх сторон, отгораживая её от погоста. Пушкин похоронен вне церковной ограды.

 Арсеньев Константин Константинович (5.2.1837 – 22.3. 1919) юрист, публицист, литературный критик, общественный деятель, действительный статский советник, почётный академик Петербургской Академии Наук. Сын К.И. Арсеньева.  Окончил Училище правоведения, до 1863 года служил в Министерстве юстиции. Сотрудник журналов « Русский вестник», «Отечественные записки», «Вестник Европы», газеты « Санкт-Петербургские ведомости». В 1866 – 1874 годах успешно занимался адвокатской практикой; один из создателей русской адвокатской этики, рассматривал адвокатуру как общественное служение. С конца 1870-х гг. выступал как литературный критик со статьями о сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина, ранней прозе А.П. Чехова, В.Г. Короленко и др. (собраны в «Критических этюдах по русской литературе», т. 1-2, 1888). Активный участник земского движения. С 1880 года неоднократно избирался на различные должности земского и городского самоуправления; выступал за расширение сети начальных школ, отмену телесных наказаний для крестьян, введение волостного земства.

Константин Константинович Арсеньев Константин Константинович Арсеньев

Основные принципы общественно-политической программы К.К. Арсеньева: свобода печати, совести, неприкосновенность личности. Для реализации подобной программы он считал необходимым установление конституционного государственного строя. Арсеньев выступал за сохранение общинного землевладения как главной гарантии против обезземеливания крестьян. С 1891 г. он редактор издательства и «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, с 1911 г. - главный редактор «Нового энциклопедического словаря».

Накануне Кровавого воскресенья 1905 г. он в составе депутации петербургской интеллигенции, посетившей С.Ю. Витте, просил последнего убедить императора Николая II принять петицию рабочих, чтобы избежать кровопролития.

Андроников Владимир Алексеевич – сын протоиерея Алексея Васильевича - видный костромской краевед и этнограф, дворянин, статский советник (1874 – 1961). Окончил Московский университет в1898 году, имел высшее историко-филологическое образование.

Владимир Алексеевич Андроников Владимир Алексеевич Андроников

В Костроме инициатором дальних школьных экскурсий стал В.А. Андроников. В бытность его преподавателем Костромской мужской губернской гимназии, он летом 1901 года организовал экскурсию для своих питомцев в Казань через Нижний Новгород. В июне 1904 года состоялась экскурсия в Санкт-Петербург. В отчёте за 1913/1914 годы значится экскурсия в северную столицу. На следующий год состоялась экскурсия в Москву.

 В те же годы В.А. Андроников собрал богатейшую библиотеку.

В фонде Костромского музея-заповедника имеется 250 изразцов XVII-XIX в.в. (печные и сюжетные). Большую часть из них музею подарил в 1913 году В.А. Андроников. Кроме того, он собрал ценную коллекцию старинной одежды различных сословий и коллекцию прялок, которые также передал в дар музею.

Владимир Алексеевич Андроников был активным сотрудником Костромской губернской учёной архивной комиссии. Он автор трёх научных трудов-монографий:

- О материалах по этнографии Костромского края, собранных местной губернской учёной архивной комиссией. Живая старина в Костромской губернии (М.,Т-во Тип. А.И. Мамонтова, 1902, 24 с.);

- Свадебные причитанья Костромского края со стороны содержания и формы. Из Трудов Тверского Областного Археологического Съезда (Тверь, Тип. Губернского правления, 1905, 62 с.);

- Частушки Костромского края. (Кострома, 1906).

Труды весьма значимы, поскольку «пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную временем». Экземпляры трудов Андроникова В.А. находятся также и в Тверской Областной Научной библиотеке имени А.М. Горького.

В.А. Андроников преподавал в костромской мужской гимназии, школах и Костромском педагогическом институте. Прочел в различных организациях и предприятиях Костромского края 654 лекции на историко-филологические и археологические темы. В 1913 году получил памятную награду - медаль «В честь 300-летия дома Романовых».

Исторический очерк Владимира Алексеевича «Генералиссимус Суворов» помещён на сайте Российского Дворянского Собрания, причём качество информации такое, что, по мнению признанного авторитета членов Тверского регионального отделения Российского Дворянского Собрания Олега Ивановича Яцыны, «ни одного слова невозможно вставить либо заменить». И, действительно, перед нами предстаёт живой Суворов. Впечатление такое, что составитель лекции жил в одно время с Суворовым и общался с ним. Вполне уместно провести параллель с качеством лекций Арсеньева Константина Ивановича, дававшего информацию А.С. Пушкину об эпохе Петра I в присутствии профессора Плетнёва, по впечатлению которого «будто бы сам Арсеньев был живым участником тех событий». У внучатого племянника Андроникова Владимира Алексеевича был достойнейший пример.

В центральном журнале «Культурно-просветительская работа» - органа Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР, выходящем ежемесячно, в № 1 за 1947 г., в разделе Наши передовики (с. 43-45) опубликована статья А. Фесенко «Лектор – общественник» о В.А. Андроникове. Статья начинается словами: «Его хорошо знают в Костроме, в посёлках и деревнях области… Он говорит и перед слушателями встаёт страна с её героическим прошлым…, он умело пользуется меткой цитатой, народной поговоркой, стихом. Часто он выразительно читает отрывки из произведений классиков. Случается, что вместе с ним выступают школьники, любители-чтецы; их он умеет находить среди молодёжи и местной интеллигенции. И его выступления превращаются в литературные вечера. С того времени как он стал лектором–общественником, Владимир Алексеевич обслужил многие тысячи слушателей и лишь в 1946 году прочитал 106 лекций. Как строгий, взыскательный лектор Владимир Алексеевич много и упорно работает, постоянно заботится о качестве лекций, дополняет их новым материалом. В областном лекционном бюро Андроников неоднократно брал командировки в Москву. В Москве он бывал в музеях, научно- исследовательских институтах. На Всероссийском совещании областных лекторов, прослушав ряд лекций, поделился своим опытом. Вечера Андроников проводил в залах библиотек…»

В областной газете «Костромской край» № 40, 1993 г. опубликованы воспоминания костромского поэта Вячеслава Смирнова, члена Союза писателей и поэтов СССР, об Андроникове: «… Он в ту пору почти ежедневно встречался мне на улицах Костромы. Его приглашали и в школы, и в учреждения, и на предприятия. Это был Владимир  Алексеевич Андроников – оратор-литератор, известный всем костромичам «от мала до велика». Он обладал удивительным красноречием. Как бывалый военкор, я однажды «напросился» к Андроникову на лекцию. И вот мы пошли в школу № 26. Перед началом лекции В.А. Андроников извлёк карты, схемы и другие наглядные пособия, а учитель А.А. Лежнин, известный краевед и географ, развесил их на классной доске и по стенам. История Костромы в устах Андроникова была отнюдь не информацией, а оказалась одухотворённой «хроникой чувств».

 В следующей лекции в соответствии с подготовленной им композицией «Кострома литературная» зазвучали стихи классиков К. Рылеева, П. Катенина, Н. Некрасова, А. Плещеева и современных позтов Г. Миловой, Е. Старшинова, А. Часовникова, Н. Соколова, А. Жарова о Волге, о Костроме.

В один из юбилейных вечеров нашему доброму другу, оратору–литератору В.А. Андроникову в творческой  обстановке была вручена правительственная награда – медаль «За доблестный труд в Великой  Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»

Колоссальные труды и плоды образовательно-воспитательной работы Владимира Алексеевича налицо. И совершенно не случайно в Костроме не подверглись разрушению и сохранены замечательные памятники духовной жизни - Богоявленско-Анастасьинский монастырь с важнейшей национальной святыней России – иконой Феодоровской Божией Матери, Ипатьевский монастырь с великолепным иконостасом Троицкого собора, палаты бояр Романовых и палаты бояр Годуновых, а также живут и приумножают былое величие России великолепнейший Музей деревянного зодчества и Музей природы. Н.С. Лесковым верно подмечено: «…Такие люди, стоя в стороне от главного исторического движения, как правильно думал незабвенный Сергей Михайлович Соловьёв, сильнее других делают историю». По заслугам и честь!

Хотелось бы оппонировать Е.Н. Трубецкому, автору известной, но далеко не бесспорной по целому ряду заключений монографии «Смысл жизни», в которой, затрагивая тему отношения интеллигенции к обществу, он отметил следующее: «Вместо того, чтобы просвещать народные массы, направлять их за собою, интеллигенция ждала от них указаний и льстила их аппетитам». Не соглашусь с автором - замечание Трубецкого Е.Н. явно некорректно.

Священник Игнатовский Николай Филаретович, дворянин (1865-1929). Фамилия происходит от названия села Игнатово, расположенного на берегу большого галичского озера в Костромском крае.

Вначале Николай Филаретович состоял на государственной службе, но затем в возрасте 24 лет, в 1889 году переехал с семьёй в большое село Козура, в котором проживало в то время две тысячи человек. Село находилось в 22 верстах от Костромы. Он стал священником Никольской церкви. Жена его умерла молодой, оставив его с сыном Александром и дочерью Зинаидой. Помимо ревностного исполнения обязанностей священника Николай Филаретович зарекомендовал себя хорошим хозяином добротного дома, посадил фруктовый сад и имел пасеку в 40 ульев. Пользовался большим авторитетом у прихожан. Одно из любимых занятий – игра на скрипке. Сын с дочерью для получения образования переехали в Кострому в дом бабушки на улице Мшанской и обучались в гимназиях. Позднее сын Александр Николаевич, получив высшее медицинское образование и создав семью, работал врачом- рентгенологом в клинике Санкт- Петербурга.

О необыкновенной начитанности классической литературы и воспитанности Александра Николаевича мне говорила дочь министра в начале шестидесятых годов в Ленинграде на квартире Игнатовских. Дочь Николая Филаретовича Зинаида Николаевна,  окончив бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, работала корректором в Костромской типографии.

Сохранилась фотография весьма поучительного содержания, на которой изображена молодая гимназистка Зинаида Николаевна с бабушкой, опирающаяся правой рукой на книгу Нового Завета.

Зинаида Николаевна с бабушкой, опирающаяся правой рукой на книгу Нового Завета

Семье дочери, вышедшей замуж за Андроникова Владимира Алексеевича, Игнатовский Н.Ф. регулярно помогал с 1914 года продуктами, выращенными своими руками. В 1923 году органы НКВД пытались арестовать Николая Филаретовича, но, благодаря высокому авторитету у прихожан, народ встал на защиту отца Николая, местные Советы заступились за Игнатовского и его не тронули.

До весны 1929 года Николай Филаретович регулярно навещал семью дочери в Костроме. Весной, приехав в Кострому, он простудился и слёг в больницу с воспалением лёгких, где умер. Собирались хоронить на кладбище в Костроме, но приехавшие из Козуры прихожане уговорили родных, и Игнатовского Н. Ф. похоронили у алтарной части стены рядом с могилой жены. Вся жизнь священника и дворянина Игнатовского Николая Филаретовича олицетворяет собой пример, достойный подражания.

Игнатовский Юрий АлександровичИнтересна судьба дома Игнатовского в Козуре. С лета 1929 года там разместились местные Советы. Позднее, в конце 70-х годов 20 века предприимчивый председатель колхоза сумел продать дом с вывозом на сторону. Этот факт нашел осуждение у населения, поскольку память народная сохранила в благодарности имя Н.Ф. Игнатовского. Народ не побоялся выступить против воли председателя колхоза, подняли вопрос, состоялся суд и председателю дали срок.

Автор открытия, лауреат Сталинской премии Игнатовский Юрий Александрович, дворянин (1915-1981), сын Игнатовского Адександра Николаевича. Окончил Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ), как и Курчатов, объединивший группу талантливых инженеров по разработке бесконтактного электромагнитного обезвреживания вражеских морских мин в годы Великой Отечественной войны в Балтийском и Чёрном морях, в морях Северного ледовитого и Тихого океанов. Открытие, сделанное Юрием Александровичем, позволило сохранить в боеспособности корабли наших флотов и многие десятки тысяч жизней наших моряков.

Илья Сергеевич Глазунов Илья Сергеевич Глазунов

Академик, ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Глазунов Илья Сергеевич.

Живописец, сценограф и график, народный художник СССР (1980) академик Российской Академии Живописи, ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Учился с 1951 по 1957 гг. у народного художника СССР Б.В. Иогансона.

В живописи и графике с середины 1950-х гг. обращался к теме города, который нередко приобретал в его произведениях лирический, фантастически одушевлённый облик: «Ленинградская весна» (1955), «Петербург Ф.М. Достоевского» (1956) (Музей истории С.- Петербурга); «Старое и новое», «Новая Москва» (1978). Наряду с городским циклом в его творчестве прозвучала и тема человеческого одиночества: «После спектакля» (1984) и др. И.С. Глазунов создал цикл станковых полотен по мотивам произведений Ф.М. Достоевского (1951- 1983) и иллюстраций к его сочинениям, а также к сочинениям П.И. Мельникова, А.И. Куприна, Н.А. Некрасова и других русских писателей, для которых характерны реалистическая точность, убедительность передачи исторической среды, драматичность ситуаций. Исполнил портреты многих деятелей культуры: Г.А. Товстоногова, Ф. Феллини и Джины Лоллобриджиды, И.М. Смоктуновского, Е.В. Образцовой, В.Г. Распутина, а также видных политических деятелей: Индиры Ганди, короля Хуана Карлоса I, Папы Иоанна Павла II и других - в них Глазунов стремился раскрыть духовность модели, точно отразить эпоху. В результате зарубежных поездок создал циклы работ.

Одно из центральных мест в творчестве Ильи Глазунова занимают полотна, посвященные художественно-философскому осмыслению русской истории: цикл «Поле  Куликово», «Русский Икар», «Мистерия XX века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Россия, проснись» и другие. Создал панно «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» для здания ЮНЕСКО в Париже.

Кроме того, И.С. Глазунов совместно с женой Ниной Александровной  Виноградовой-Бенуа оформлял постановки русских опер «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Пиковая дама» П.И. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова. Надо отдать должное - его сценографии присущи историческая достоверность, художественная цельность. Илья Сергеевич является художественным руководителем ряда архитектурных проектов, среди которых, например, Музей народного искусства в Палехе, интерьеры посольства СССР в Мадриде и нового корпуса Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

В многочисленных интервью и публикациях нашли отражение взгляды Глазунова на историю мировой культуры, проблемы защиты памятников исторического наследия, современной художественной жизни. Он является основателем Всесоюзного музея декоративно-прикладного искусства в Царицыне, в Москве, одним из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. С 1978 г. Илья Сергеевич преподавал в МХИ, профессор с 1981 г. В 1987 г. основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества и является её бессрочным ректором с 1995 г. В 2004 г. в Москве открыт Музей Глазунова, в котором находятся около 500 его работ, подаренных городу, и собранная Глазуновым коллекция русских икон.

За реставрацию зданий Московского Кремля Илья Сергеевич Глазунов был удостоен Государственной премией России. Является полным кавалером Ордена «За заслуги перед Отечеством».

«Почти полвека пытаются объяснить феномен Глазунова, а его творчество по-прежнему остаётся загадкой, - отмечает Новиков Валентин Сергеевич в монографии «Илья Глазунов. Русский гений». - Наш великий современник, художник номер один, он продолжает высокие традиции реализма, отечественной культуры, проникнутые всемирной отзывчивостью. Искусство Глазунова – всегда и вызов, и призыв. Вызов предательству, надругательству над святынями, разрушению духовных основ, антикультуре. Призыв к борьбе за вечную Россию, её возрождение и созидание. Живёт и здравствует уже 25 лет созданная им Российская Академия живописи, ваяния и зодчества – это ли не подвиг во времена всеобщего упадка культуры?!»

Прабабушкой И.С. Глазунова была дочь Арсеньева Константина Ивановича - Арсеньева Мария Константиновна.

Что же общего, что объединяет отдельных индивидов, принадлежащих к роду Арсеньевых-Андрониковых: Арсеньева Константина Ивановича, Андроникова Алексея Васильевича, Арсеньева Константина Константиновича, Андроникова Владимира Алексеевича, Игнатовского Николая Филаретовича, Глазунова Илью Сергеевича, мировоззрение которых основано на мощном фундаменте Православия? Ответ прост – позитивное мышление и то, что каждый из них исполнял «дворянства назначение – народа просвещение», в результате чего каждый, в силу своих талантов и большой силы воли, добился замечательных результатов в том или ином деле. «… Передовому российскому дворянству была присуща следующая система взглядов: Какими бы ни были личные воззрения современников на действия властей, истинный патриот должен служить Отечеству на любом поприще. Честное выполнение обязанностей – основа жизненной позиции. Успехи в карьере – своеобразная оценка принесённой пользы во время службы. Но ключевое понятие мироощущения – честь, нравственная ответственность перед памятью предков и последующими поколениями. Эти принципы закладывались в основу системы воспитания в большинстве дворянских семей».

Примечательно замечание Ильи Сергеевича Глазунова в монографии «Русь распятая»: «Бесспорно, каждому человеку необходимо знать – кто он и откуда. Память о своих корнях делает человека достойнее и сильнее. Лишить его знания прошлого – это значит лишить его понимания настоящего и будущего…»

Валентин Сергеевич Новиков в монографии «Илья Глазунов. Русский гений» отмечает следующее: «Выдающиеся отечественные деятели не раз предостерегали от пагубных последствий забвения нашего наследия. Исчерпывающе это выразил Пушкин, писавший, что дикость, подлость и невежество не уважает прошлого, пресмыкаясь перед одним настоящим; неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». В.С. Новиков утверждает, что творчество И.С. Глазунова «производит столь значительные изменения в психологической ситуации нескольких поколений», потому что, как говорил художник Истомина из «Островитян» Н.С. Лескова, искусство оправдано «в тех случаях, когда будет помогать разуму проводить нужные гражданские идеи, а не рисовать нимф да яблочки».

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон, экзарх Грузии (1861 – 1908)

Архиепископ Карталинский и Кахетинский Никон, экзарх Грузии (1861 – 1908) Начальное образование Никон (Николай Андреевич Софийский; состоял в родстве с Игнатовскими, и Александром Ивановичем Софийским - отцом Ольги Александровны Игнатовской) получил в Солигаличском училище, а среднее - в Костромской духовной семинарии. В1888г. окончил духовную академию в Санкт-Петербурге со степенью кандидата богословия. 30 марта 1891г.- епископ Вятский и Слободский. В Вятке преосвященный проявил неутомимую энергию, отзывчивость к нуждам простого народа, прямоту, мужество и все те качества, которые его отличали с первых шагов служения Святой Церкви. По его инициативе начат ремонт знаменитого памятника грузинской церковной древности – Мцехского собора, на что он исходатайствовал у Св. Синода более 30 тысяч рублей. По его же инициативе началось исправление священных и богослужебных книг на грузинском языке.

 Его борьба с сепаратистами, желающими отделения Грузии от России, закончилась трагически – 28 мая он был убит злоумышленниками. Государственная Дума почтила его память минутой молчания.

В соответствии с тематикой, проведённых Андрониковым Владимиром Алексеевичем шестисот пятидесяти четырёх лекций, эпиграфом к каждой из них, становились известные строки гения отечественной поэзии Александра Сергеевича Пушкина, обращённые к потомкам:

«Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу. Любовь  к отеческим гробам, Любовь к родному пепелищу. На них покоится от века, По воле Бога Самого, Самостоянье человека, Залог величия его…»

В результате уже проведенных изысканий можно констатировать следующее:

- Отсутствует увековечение памяти имён академиков Арсеньевых — инициаторов проведения Великих Реформ, их подготовивших и проводивших, в названиях улиц, площадей и учебных заведений городов.

- Не создан памятник Великим Реформаторам Отечества, хотя памятник отмене крепостного права имеется - в деревне Трубино новоторжокского района Тверской области.

- Парадоксально, но – факт! Нет музея Арсеньевых-Андрониковых на их родине, в Костроме.

- Отсутствует упоминание имен и отражение деятельности академиков Арсеньевых в популярных учебниках по истории.

Взамен всего этого присутствует глубокий вакуум в определённой области истории нашего Отечества, что, конечно же, совершенно недопустимо! Как справедливо пишет Вячеслав Костиков: «…В результате исторической кастрации, которая продолжалась почти весь XX век, у нескольких поколений россиян сложилось не только превратное представление об истории собственной страны, но были девальвированы и ценности семейной истории. Фактически исчезло понятие преемственности поколений. Корни родового древа тщательно скрывались, ибо они затрудняли или блокировали доступ к высшему образованию…»

Нам выпала не только честь, но и большая ответственность в решении задач в свете поставленных выше вопросов. Тем более что  «…жизнь и история неумолимы, многое из достижений культуры разрушается, утрачивается, предаётся насильственному забвению…»

Для правильной постановки следующего вопроса приведу слова Дмитрия Анатольевича Медведева в должности Президента России в 2011 году на международной конференции, посвящённой 150-летию отмены крепостного права в России: «Мы сегодня стараемся развить наши совсем ещё несовершенные демократические институты, стараемся изменить нашу экономику, меняем политическую систему. По сути, мы все продолжаем тот курс, который был проложен полтора века назад. Причём хотел бы обратить внимание, что жизнеспособными оказались не фантазии об особом пути нашей страны и не советский эксперимент, а проект нормального, гуманного строя, который был задуман Александром II. Я надеюсь, - продолжал Дмитрий Анатольевич далее, - что Россия XXI века будет свидетельством безусловной правоты и дальновидности реформаторов XIX века».

Валентин Сергеевич Новиков в монографии «Илья Глазунов. Русский гений», отмечает:  «Есть имена, - писал В. Ключевский, - которые носили исторические люди, жившие в известное время, но имена, уже утратившие хронологическое значение, выступившие из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благородным воздействием так глубоко захватывало жизнь дальнейших поколений, что с личности этой, сделавшей в сознании поколений так много, спадало всё временное и местное, и она из исторического деятеля превращалась в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди для грядущих поколений становятся вечными их спутниками, даже путеводителями».

Ввиду особой значимости трудов академиков Арсеньевых для будущего России, ибо они мыслили государственно и перспективно, есть основания в постановке вопроса о наименовании новой станции метро в Москве, либо в  Санкт-Петербурге станцией имени академиков Арсеньевых.

«Наше наследие» - тема ответственная, воистину патриотическая, жертвенная, православно-овеянная, и такая тема дорогого стоит, - по мнению видного костромского краеведа, писателя и публициста, окончившего Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского и Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе, члена Союза театральных деятелей и Союза писателей России Степаненко Евгения Тимофеевича, - поскольку пращуров-страстотерпцев наших отличали величие духа, душевная щедрость, деловая одержимость. Работа проделана огромная с охватом истории и значения дворянства. Роль в судьбе России и народа его лучших представителей - это сюжет для большого романа…», а может быть, и киноэпопеи, которая, с познавательной точки зрения, может стать одним из лучших творений отображения исторической действительности.

Информацию подготовил на основании оригиналов документов домашнего архива Вячеслав Андроников при содействии и непосредственном участииспециалиста по генеалогии Светланы Сергеевны Ковалёвой.

17.07.2016

Наверх