Вечера «Прощай, Россия – Здравствуй, Россия» в Доме Русского Зарубежья
3 ноября состоялся очередной вечер цикла, на котором прошла презентация книги «Князья Репнины в истории Отечества». Автор книги, вышедшей в серии «Золотая коллекция. Россия забытая и неизвестная», – князь М.И. Репнин, проживающий в предместьях Парижа. Там же была представлена книга «Дороги дальние, невозвратные» – мемуары Н.С. Аленниковой, оказавшейся в эмиграции вместе с мужем, морским офицером В.П. Доном. Это история русской семьи до событий 1917-го, морской маршрут эмигрантов: Керчь-Бизерта-Марсель, мытарства «врастания» в новую почву в Париже. Послесловие к книге и комментарии подготовлены сыном автора – Р.В. Доном.
Книги были представлены авторами издательского проекта и ведущими редакторами книжной серии «Россия забытая и неизвестная» Герольдмейстером РДС С.А. Сапожниковым и В.А. Благово.
13 декабря прошел вечер на тему: «Аксаковы. Семейные хроники». Состоялись показ-презентация одноименного фильма (режиссер Игорь Калядин, авторы сценария: И. Калядина, А. Кулешова, В. Листова), а также встреча с представителями рода Аксаковых.
5 марта РДС во главе с князем Г.Г. Гагариным провело очередной вечер на тему: «Шаляпин и Франция». Мероприятие было организовано совместно с Межрегиональным Шаляпинским культурным центром. Была проведена демонстрация кинофильма «Дон Кихот», снятого в 1935 году, с Ф.И. Шаляпиным в главной роли.
К оглавлению
Литературно-музыкальный салон РДС
В помещении Международного фонда Славянской письменности и культуры прошли четыре литературно-музыкальных салона РДС. Как всегда, с блеском их проводила бессменная ведущая этого мероприятия Нонна Николаевна Кристи.
В программе вечера 22 октября участвовали поэт Андрей Алякин и пианист Александр Звонов.
17 декабря очередной салон был посвящен теме: «Лирическая дерзость Афанасия Фета». В программе прозвучали стихи и романсы на слова поэта, классическая музыка.
9 февраля состоялась презентация книги Анатолия Громыко «Андрей Громыко. Полет его стрелы». Воспоминания и размышления сына.
11 марта программа салона была посвящена 150-летию со дня рождения А.ПЧехова. Рассказы писателя прозвучали в исполнении заслуженного артиста России Валерия Рыкова. В вечере принимали участие пианист, профессор Московской консерватории Михаил Петухов и Московский камерный оркестр «Cantus firmus» под управлением Александра Хурдина.
К оглавлению
Будущее нации, или Духовное возрождение России
Невозможно духовное возрождение России без воспитания нового духовного поколения, свободного от предрассудков «славного» социалистического прошлого нашей страны и в то же время почитающего и приумножающего священные традиции государства российского. И кто, как не члены РДС, могли бы оказать позитивное влияние на умы и души юных сограждан в плане приобщения их к святыням дореволюционной России. И такая работа членами РДС, Обществом потомков участников Отечественной войны 1812 года, движением «За Веру и Отечество» и другими секциями и отделами РДС ведется. Постоянно расширяется список контактов РДС и российских образовательных учреждений.
13 марта в рамках городского Дня открытых дверей, объявленного московским Департаментом образования, состоялась встреча учащихся, их родителей и преподавателей ГОУ Центр образования №1440 г. Москвы с представителями РДС и Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года.
Присутствующие услышали захватывающий рассказ Наталии Михайловны Афанасьевой о ее легендарных предках, участниках войны 1812 г. и Бородинского сражения, истории жизни М.М. Тучковой – основательницы Спасо-Бородинского монастыре, о ее дедушке ученом-историке и боевом генерале В.А. Афанасьеве, основателе Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года.
Неподдельный интерес детей и взрослых вызвали фотоработы Вадима Дмитриевича Конева, рассказывавшего о своей недавней поездке по следам легендарного похода русской армии под командованием А.В. Суворова через Альпы.
Во встрече приняли также участие руководитель молодежной секции РДС Маргарита Михайловна Волкова, рассказавшая о работе и планах молодежной секции РДС, и Любовь Кирилловна Славолюбова, обсудившая с администрацией Центра образования дальнейшие шаги по развитию контактов между РДС и ЦО №1440.
Интерес к проведенному мероприятию оказался настолько велик, что подобные встречи решено было сделать регулярными, приглашая на них потомков известных русских фамилий. Запланировано также открытие в апреле выставки фоторабот В.Д. Конева в центральном фойе ЦО №1440.
Руководство ЦО №1440 выражает искреннюю благодарность организаторам данной встречи председателю Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года В.И. Алявдину, зам. директора ЦО №1440 Л.Н. Христофоровой, советнику Предводителя РДС, главному редактору «Дворянского Вестника» М.М. Успенскому.
Людмила Христофорова-Успенская
К оглавлению
Заседание Дамского клуба
24 октября прошло очередное заседание Дамского клуба МДС, которое впервые вела г-жа Куликовская. В теплой дружественной атмосфере зала на Якиманке вниманием присутствующих завладели приглашенные гостьи. Елена Глазкова представила свою только что изданную книгу: «Сказки бабушки Елены» – красочное, содержательное и очень нужное нашим детям и внукам издание.
Как обычно, очаровала всех своим волшебным голосом другая гостья Таисия Пушкова. Арии и романсы в ее исполнении всегда оставляют незабываемое впечатление.
Мероприятие, к сожалению, было омрачено неприятным эпизодом во время выступления приглашенного на заседание члена редколлегии журнала «Свет» Г.В. Смирнова. Сей господин изложил оригинальное видение предопределенности судьбы индивида, зависящее от поступков и деяний его предков. Не очень понятно, почему в сих выкладках фигурировало понятие генетических законов. Ведь генетика оперирует исключительно материальным, телесной оболочкой человека, не затрагивая высшего – его Божественной сущности, души. Но не в этом суть. Изложение было занятным и довольно складным, не более того. Иногда бывает интересно почитать экзерсисы «новой хронологии» «академика» Фоменко и даже послушать советы телевизионного «целителя» Малахова. Лыжная мазь и авиационный керосин как панацея от всех болезней или пропавшие из истории целые века – это, знаете ли, впечатляет. Однако вернемся к «генетике» по Смирнову. Сей господин решился приложить свою теорию к личности адмирала А.В. Колчака и сделал это, весьма своеобразно.
Труды Александра Васильевича, направленные исключительно на благо Отечества, его неоспоримые заслуги и трагическая судьба нам всем хорошо известны, и члены нашего сообщества, безусловно относятся к безвинно расстрелянному адмиралу с должным уважением и пиететом.
Не то г-н Смирнов, якобы исследовавший историю рода А.В. Колчака и на основании весьма спорных «открытий» посмевший обозвать адмирала почти бранными словами, написать которые здесь просто рука не поднимается. Кто был, тот слышал. Оскорбил, вывалял в грязи память о честном русском офицере – и что? Удручен, господа дворяне наградили оратора аплодисментами, а одна из дам даже преподнесла ему букет цветов.
Стало мучительно стыдно, мертвые сами за себя постоять не могут, но и мы хороши – настолько поступились принципами. Пришлось нарушить благостную атмосферу и задать оратору нелицеприятный вопрос: кто дал ему право ради дешевой сенсации топтать имя человека, положившего жизнь свою за Отечество, и сознает ли он нравственные устои аудитории?
В ответ Смирнов в недоумении лишь разводил руками да «хлопал себя ушами по щекам», как бы изумленно вопрошая: «А в чем собственно дело? Красивая теория всего лишь». Не понял член редколлегии журнала «Свет» всей мерзости своего поступка. Не дано, значит. Так и остался с… букетом. На мой взгляд, мягко говоря незаслуженным.
Думаю, тщательнее надо подходить к подбору гостей на мероприятия, проводимые Дворянским собранием, и заранее выяснять их идеологические воззрения. И не аплодировать, тем более не дарить цветы тем, кто оскорбляет память наших великих предков.
С этого номера начинается публикация актуальных материалов, подготовленных специалистами Российского Государственного Торгово-экономического Университета.
Идейный и организационный опыт Совещания по вопросам устроения Императорской России при Императоре в изгнании Кирилле Владимировиче
Российский Императорский Дом Романовых до революции 1917 года обладал статусом государственного учреждения – рода, из среды которого в установленном законом порядке происходили носители верховной власти. Революция лишила династию политической власти и государственного статуса, но она сохранила неотъемлемую социокультурную роль исторической институции – корпорации, имеющей несомненную преемственность с момента своего возникновения и живущей по своим внутренним историческим законам.
После убийства в 1918 году всего мужского потомства императора Александра III (императора Николая II, цесаревича Алексия Николаевича и Великого князя Михаила Александровича) право на возглавление династии Романовых в силу Основных государственных законов Российской империи (ОГЗРИ) перешло к потомству императора Александра II. Старшим по первородству членом Императорского Дома являлся Великий князь Кирилл Владимирович. В 1922 году он, еще не имея точных данных о судьбе старших в порядке престолонаследия членов Дома, принял звание блюстителя государева престола (т.е. регента), а в 1924 году, убедившись в гибели своих предшественников, объявил о переходе к нему титула императора в изгнании. Этот акт вызвал неприятие у части эмиграции, но с юридической точки зрения являлся бесспорным и был поддержан подавляющим большинством членов императорской фамилии, иерархами Православной Церкви и иностранными королевскими домами. В 1938 году Кирилл Владимирович скончался. Главой династии стал его единственный сын Великий князь Владимир Кириллович, который решил не пользоваться императорским титулом, т.к. акт его отца уже конституировал положение Императорского Дома в изгнании. Владимир Кириллович возглавлял Российский Императорский Дом в течение 54 лет. Незадолго до смерти он успел посетить Родину в 1991 году. На момент кончины Великого князя в 1992 году не осталось членов династии мужского пола, поэтому права и обязанности Главы Дома перешли в соответствии со ст. 30 ОГЗРИ к его дочери Великой княгине Марии Владимировне.
Процесс конституирования положения Российского императорского дома в изгнании в 1920-е годы естественным образом предполагал не только решение чисто династических вопросов. Требовалось также создание при династии учреждений, призванных решать текущие вопросы и участвовать в выработке концепций, имеющих быть предложенными в том случае, если монархическая традиция будет вновь востребована в России. Неким подобием прежнего Государственного Совета стало Совещание по вопросам устроения Императорской России (сокращенно – Государево Совещание), учрежденное вскоре после принятия Великим князем Кириллом Владимировичем императорского титула.
19 ноября 1924 года император Кирилл Владимирович подписал указ об учреждении «Совещания по вопросам устроения Императорской России» «для предварительного изучения предположений общего законодательства, экономических, финансовых, просветительных и вообще государственного значения». Одновременно был издан высочайший рескрипт, очерчивающий общий широкий круг вопросов, подлежащих обсуждению в Совещании.
В качестве основных положений для работы Совещания в рескрипте были утверждены следующие направления:
I Обеспечение всему населению России действительного участия в государственной жизни.
II Соглашение с народностями, отпавшими от России и получившими за время смуты особое государственное устройство, об установлении взаимоотношений их с Россией.
III Каноническое устройство Православной Церкви.
IV Установление действительных начал веротерпимости.
V Разграничение основными законами круга ведомства центральной и местной власти на основаниях, обеспечивающих внутреннюю безопасность государства, национальные права и самостоятельность населения в устроении его местной жизни.
VI Восстановление начал нерушимости семьи и собственности, свободы торговли и промыслов и равного для всех суда, обеспечивающего мирное сожительство всех слоев населения.
VII Устранение для Российских подданных правоограничений и преимуществ, связанных с происхождением.
VIII Закрепление за земледельцами на праве собственности их наличного владения – сельскохозяйственных угодий; устранение чересполосицы и государственное содействие установлению видов землевладения и землепользования, обеспечивающих развитие сельского хозяйства.
IX Использование пустующих земель для восстановления сельскохозяйственной промышленности.
X Восстановление хозяйственной мощи России путем мирного сотрудничества с соседними и другими государствами, сообразование налогов с действительными потребностями народного хозяйства и широкое привлечение капиталов к использованию производительных сил и естественных богатств страны.
XI Восстановление прежних и создание новых путей сообщения, сих последних в целях развития экономической мощи страны.
XII Охрана материнства, решительная борьба с детской беспризорностью и народным невежеством, общедоступное обучение грамоте за счет государства и преобразование средней и высшей школы на педагогических началах и воспитание во всех школах на основах Веры, преданности Царю и любви к отечеству.
XIII Страхование трудящихся и государственная охрана труда.
XIV Возмещение непосредственно пострадавшим стоимости отобранного у них по коммунистическим декретам имущества в размере и на основаниях, определяемых для всех законом.
XV Охрана государственных границ международными договорами и сокращение вооруженных сил до пределов, необходимых для поддержания внутреннего порядка и внешней безопасности, в целях облегчения населению тягот от воинской повинности.
XVI Обеспечение инвалидов, вдов и сирот лиц, погибших от военных действий.
XVII Подтверждение долговых обязательств Российского Правительства, заключенных при действии Основных Законов Империи.
XVIII Забвение вины раскаявшихся участников смуты.
Новообразованный орган представлял совещательное учреждение, и его члены назначались «по Личному выбору Его Императорского Величества». Предусматривалась возможность собрания членов Совещания в полном составе или «в составе лиц, находящихся в месте созыва». Место и время созыва определялось государем. Глава династии либо председательствовал сам, либо поручал председательствование одному из членов Совещания. Общее делопроизводство Совещания поручалось члену, имевшему звание Управляющего делами, на которого возлагалось «образование особой канцелярии по штатам, утверждаемым Его Императорским Величеством».
Рассмотрению Совещания подлежали только вопросы, вносимые Главой императорского дома. На заседаниях должен был вестись журнал, в который вносились «доклад Управляющего делами Государева Совещания, его заместителя, мнения отдельных членов Совещания и общее заключение, постановляемое по большинству голосов». При этом мнение меньшинства также фиксировалось в журнале.
В первый состав Государева Совещания вошли Великие князья Андрей Владимирович, Дмитрий Павлович и Александр Михайлович, сенаторы Н.Н. Корево и А.В. Бельгард, камергеры М.С. Толстой-Милославский и В.П. Мятлев, прокурор К.И. Савич и брат бывшего премьер-министра Российской Империи П.А. Столыпина А.А. Столыпин. Великому князю Андрею Владимировичу было поручено председательствование на собраниях членов Совещания во Франции, А.А. Столыпину – в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, а сенатору А.В. Бельгарду – в Германии. Камергер В.П. Мятлев назначался Управляющим делами Совещания.
В течение декабря 1924 года ряды Государева совещания пополнили Великий князь Михаил Михайлович, генерал-от-артиллерии Н.И. Холодовский, генерал-лейтенант флота А.М. Биргер, генерал-лейтенант Н.А. Обручев, в должн. егермейстера В.Д. Ветчинин, сенатор В.Н. Смольянинов, бывш. директор Департамента железных дорог Министерства финансов Российской Империи Н.Е. Гиацинтов, бывш. член Совета министра внутренних дел Российской Империи действительный статский советник К.Д. Кафафов, бывш. товарищ обер-прокурора Правительствующего Сената Российской Империи П.П. Жемчужников, бывш. товарищ председателя Государственной Думы Российской Империи С.Т. Варун-Секрет, бывш. старший делопроизводитель Отдела земельных улучшений Е.Е. Ковалевский, церемониймейстер высочайшего двора и бывш. секретарь Председателя Совета министров Российской Империи С.В. Юрьев и бывш. императорский консул коллежский советник В.О. фон Эттинген.
В дальнейшем состав Государева Совещания становился всё более широким и разнообразным. В 1925 году в него были зачислены профессор Г.Ф. Цейдлер, граф И.И. Воронцов-Дашков, действительный статский советник А.А. Башмаков, статский советник В.Н. Крестьянкин, камергер П.С. Толстой-Милославский, бывш. помощник Варшавского генерал-губернатора гофмейстер Д.Н. Любимов, бывш. начальник Канцелярии Министерства императорского двора и уделов генерал-лейтенант А.А. Мосолов, князь С.А. Щербатов, бывший посланник в Болгарии в должн. шталмейстера А.А. Савинский, гофмейстер сенатор Э.И. Вуич, бывш. статс-секретарь Государственного совета Российской Империи гофмейстер М.Н. Головин, бывш. помощник управляющего делами Совета министров Российской Империи действительный статский советник А.Н. Яхонтов, бывш. товарищ управляющего делами Крестьянского поземельного банка действительный статский советник П.Н. Яхонтов, бывш. статс-секретарь Государственного совета Российской Империи сенатор А.Г. Тимрот, бывш. товарищ управляющего Дворянским поземельным банком М.И. Горемыкин, бывш. вице-директор департамента Министерства иностранных дел Российской Империи князь Л.В. Урусов, генерал-от-инфантерии Д.Г. Щербачев, генерал-лейтенант Н.М. Тихменев, действительный статский советник камергер А.А. Куломзин, граф В.А. Бобринский, князь П.З. Бажбеук-Меликов, бывш. член Государственной Думы Российской Империи камергер П.Н. Крупенский, генерал-лейтенант Генерального Штаба Российской Империи Н.А. Лохвицкий, генерал-майор К.Н. Алянчиков, В.Н. Хрусталев, контр-адмирал Г.И. Бутаков, капитан 1 ранга А.Н. Щеглов, товарищ прокурора А.И. Майбородов; в 1926 году Совещание не пополнялось, а в 1927 году в него были зачислены бывш. член Государственной Думы Российской Империи В.Н. Зверев, генерал-лейтенант Генерального Штаба Российской Империи Ю.Д. Романовский, контр-адмирал И.А. Кононов, полковник Н.А. Андрушкевич, камергер Высочайшего Двора действительный статский советник Б.Н. Хитрово, судебный следователь Б.Л. Бразоль, статский советник В.В. Вадковский, инженер-технолог Б.Н. Луговой, генерал-майор Генерального Штаба Российской Империи Л.Л. Родцевич-Плотницкий, прославленный инженер-конструктор летательных аппаратов И.И. Сикорский; в 1929 году в него вошли приват-доцент Н.Н. Аленников, генерал-майор Генерального Штаба Российской Империи П.П. Дьяконов, князь А.Н. Волконский, Председатель Архиерейского синода Русской православной церкви заграницей митрополит Антоний (Храповицкий), гвардии капитан Г.В. Голохвастов, жандармский генерал-майор К.И. Глобачев, контр-адмирал А.С. Полушкин, полковник Н.С. Полушкин, приват-доцент В.И. Монигетти, военный инженер генерал-майор Н.Н. Джунковский, действительный статский советник Н.М. Смирнов, выдающийся генеалог камергер Л.М. Савелов, Г.А. Вишневский, М.В. Олсуфьев, Б.В. Телепнев, Ф.И. Грюйман, архитектор Г.Е. Гинц, Э.И. Махароблидзе, И.В. Терпугов, Н.Ф. Фабрициус, граф М.А. Гудович, Л.М. Билинский; в 1930 году – профессор П.П. Мигулин, генерал-майор Генерального Штаба Российской Империи Г.Г. Гиссер, действительный статский советник В.К. Кулибин, гофмейстер Высочайшего Двора В.П. Лобойков, И.П. Якоби, действительный статский советник П.П. Шиловский, Н.Н. Грен; в 1931 году – надворный советник Т.К. Мержинский, Е.П. Джунковский; в 1932 году – генерал-от-кавалерии В.А. Кислицын, оказавшийся последним членом Государева Совещания.
Материалы, доклады и высказанные мнения членов Государева Совещания были использованы (иногда напрямую, а иногда «от противного») при подготовке программного Обращения императора Кирилла Владимировича от 13 (26) января 1928 года:
«Близятся сроки освобождения русского народа от власти врагов Веры Православной и Св[ятой] Руси.
Доказав пред лицом всего мира свою неспособность восстановить Россию из развалин, в которые повергла тысячелетнее Царство кровавая смута, захватчики власти дошли до полного исчерпания народного достояния. Только небывало широкая денежная помощь извне могла бы продлить страдания русского народа под игом коммунистов.
Но, как бы ни хотели враги России придти на помощь ее палачам, Милосердный Бог этого не допустит: народы сами нуждаются в денежных средствах для восстановления после войны своей хозяйственной жизни. Вследствие сего советскому правительству приходится полагаться на свои собственные силы в борьбе его с русским народом: на партию коммунистов, разъедаемую междоусобием, и на вооруженных наемников, потерявших последнюю совесть.
В эту годину, когда решаются судьбы нашей Родины, и в летописях ее открывается новая светлая страница, Я, Носитель титула Императора Всероссийского, принадлежащего Мне по праву престолонаследия, в соответствии с Манифестом Моим от 31 Августа 1924 года, счел за благо объявить Русскому Народу основания, на которых, по крайнему Моему разумению, должна быть восстановлена Империя Российская.
Только Божией Милостью Законный Царь, ответственный лишь пред Богом, независимый от людского произвола и опирающийся на широкие народные слои, может быть действительно защитником справедливых интересов всего населения в равной мере и положит конец губительным проявлениям классовой борьбы, указав каждому его место и значение в Государстве Российском.
Я уже неоднократно высказывался против кар и мщения за те преступления, в которые ввергло русских людей владычество коммунистов. Грехи соблазненных – Божьему предадим суду. Пусть ответ даст лишь тот, кто с полным сознанием разрушал священные устои России.
Равным образом, Я не намерен уничтожать народных учреждений, жизнью вызванных, и начинать ломку сложившегося уклада трудовой жизни. Необходимо отвернуться лишь от тех учреждений, кои оскверняют душу человеческую, насаждая безверие, разрушая семейные и нравственные основы и подменивая национальную государственность коммунистическим интернационалом.
В основе преобразований, которые должны упорядочить русскую жизнь, Мною положено следующее руководящее начало:
Непременное и постоянное участие народных представителей в законодательстве и управлении Империи мыслится Мною как краеугольный камень новой монархической России.
А посему, не отвергая советской системы народного представительства, Я обеспечу свободное избрание в советы представителей всех хозяйственных и производительных слоев населения, а равно членов профессиональных организаций и специалистов, выдвинувшихся своим знанием и опытом в делах государственных.
Советы сельские, волостные, уездные, губернские и областные или национальные, увенчанные периодически собираемыми Всероссийскими Съездами Советов – вот, что способно приблизить Русского Царя к народу и сделать невозможным какое-либо средостение в виде всесильного чиновничества или же иного, пользующегося особыми преимуществами, сословия.
Частновладельческая земля, коей завладели крестьяне за время революции, останется в их обладании. Никакого выкупа за землю установлено не будет. Но на новых владельцев будет возложена священная обязанность обрабатывать полученную землю с рачительностью доброго хозяина, дабы интересы государства не претерпели бы ущерба от этого коренного преобразования нашего земельного уклада.
Я окажу всемерную поддержку представителям других слоев населения: городским жителям, военным, служащим и рабочим, готовым отдать свои силы и способности увеличению производительности нашего земледелия, в приобретении ими на льготных основаниях годных для обработки неиспользованных земельных площадей.
Императорское Правительство выработает ряд действительных мер, способствующих широкому переходу землевладельцев на обработку земли машинами, снабжению их скотом и доброкачественными семенами и вообще улучшению обработки земли. В виду коренного разрушения нашего сельского хозяйства проведение в жизнь указанных мер потребует известной постепенности.
Императорское правительство будет внимательно следить за тем, чтобы вновь возникающий мелкий торговый и промышленный капитал не наносил бы ущерба интересам трудящихся.
Я буду всячески содействовать развитию здорового профессионального движения, созданию больничных и страховых касс для рабочих и преодолению несогласий между предпринимателями и рабочими при участии государственных третейских судов. Рабочие убедятся сами, что в союзе с государственной властью они достигнут гораздо большего, чем в борьбе с нею под руководством партийных вожаков, которые во всех странах насиловали волю трудящихся неизмеримо в большей мере, чем государство.
Императорское правительство использует все возможности для развития, при содействии промышленности и домовладения, городского домостроительства и улучшения жилищных условий на пространстве всей Империи.
Я сохраню право верховной собственности Государства на все недра и крупные лесные хозяйства на пространстве Империи. Равным образом в обладании государства останутся и нефтеносные земли. Означенные мероприятия дадут возможность не обременять население чрезмерными налогами.
Православная Церковь – этот камень веры, на котором зиждется бытие русской государственности, – получит в Империи каноническое устройство. Вместе с тем, никому не должно быть возбранено прославлять Единого Бога в ином исповедании веры.
Другим основанием нашей государственности должна быть семья, построенная на началах религиозной нравственности. Особому попечению государства будет поручена охрана материнства, младенчества, беспризорных и сирот – безвинных жертв гибельного опыта коммунистов.
Я обещаю, что все способные и деловые люди, независимо от происхождения, получат в возрожденной Империи одинаковый доступ к занятию государственных должностей. Я возвращу русскому народу суд скорый, справедливый и милостивый на началах судебных преобразований Моего Великого Деда Императора Александра II.
Вот путь, следуя по которому, Я намерен возвратить русский народ к мирному труду, довольству и порядку и восстановить нашу Родину в значении носительницы мира среди других народов.
Я призываю всех русских людей проникнуться твердостью Моих стремлений видеть все население Империи Всероссийской свободным, умиротворенным и благоденствующим. Все должны помнить, что лишь самоотверженная работа и объединенные усилия Русского народа помогут Мне в скорейшем осуществлении Моих намерений.
С Нами Всемогущий Бог, Который поддержит Нас в борьбе с хулящими Имя Его.
Верю в Его споспешествующую милость и в близкое возвращение к исполнению Моего Царского долга».
Обращение в своих главных идеях, основанных на стремлении сочетать ценности исторической православной легитимной монархии с постреволюционной действительностью и требованиями времени, осталось определяющим программным документом в течение всего пребывания Российского Императорского Дома в изгнании. Незадолго до своей кончины, 24 марта 1938 года, император Кирилл Владимирович в своем предпоследнем Обращении повторил основные тезисы Обращения, с учетом происшедших за 10 лет событий и поступившей ему обновленной информации о положении в СССР. А его сын Великий князь Владимир Кириллович, унаследовавший права и обязанности главы Российского императорского дома 12 октября 1938 г., написал на первом листе отцовской декларации: «Основы, изложенные в настоящем акте Моего Отца от 24 марта 1938 года, полностью отражают и Мои взгляды на будущее устройство Государства Российского. Сен-Бриак, 18-I-[19]40. Владимир».
Будучи, в целом, на тот момент удовлетворенным работой Государева Совещания и желая систематизировать и активизировать его дальнейшую деятельность, в сентябре 1929 года император Кирилл Владимирович издал указ об учреждении при Совещании комиссий «по всем отраслям государственного строительства», в которые он велел «собрать опытных специалистов для разработки и систематизации указанных Мною ниже вопросов в соответствии с Манифестом Моим от 13/26 января 1928 года, а также для решения возникающих особых текущих вопросов, требующих специальных знаний и опыта».
Государь образовал 19 Комиссий: «По разработке вопросов государственного строительства»; «Юридическая»; «По народному образованию»; «По урегулированию земельных отношений»; «По вопросам торговли и промышленности»; «По финансовому строительству»; «По вопросам внутренней охраны государства»; «По вопросам о путях сообщений и почтово-телеграфной связи»; «По рабочему вопросу»; «По вопросам прессы, народных увеселений и искусства»; «По выработке новых социально-правовых норм»; «По разработке вопроса о руководящем классе»; «По церковному вопросу»; «По разработке технических вопросов»; «По разработке вопросов о народном здравии и воспитании»; «По разработке плана восстановления порядка в государстве»; «Историческая»; «По разработке вопросов государственного контроля».
Совещание подготовило большое количество документов, посвященных видению будущего России «после падения большевизма». Но Кирилл Владимирович сознавал, что дальнейшее существование этого учреждения, оторванного от современной России и в основном строящего свою деятельность исходя из устаревших воззрений большинства членов, становится малопродуктивным. К сожалению, из-за отсутствия реальных результатов между членами Государева Совещания начали возникать противоречия по отвлеченным вопросам, что создавало неблагоприятное впечатление.
Смущение, непонимание и внутренний протест у многих членов Государева Совещания вызвало Новогоднее Обращение императора Кирилла Владимировича 1932 г., подписанное им 10 (23) декабря 1931 года:
«Поздравляю с Новым Годом всех русских людей, которые верят в скорое возрождение своей Родины на началах ее великого прошлого в сочетании с новыми требованиями жизни.
Миновал тяжелый год, принесший крушение идеям и надеждам, которыми руководствовалось человечество, стремясь выйти из тяжелого экономического кризиса, создавшегося после Мировой войны и пережитых потрясений. Наступает новый год. Он неминуемо приведет народы к изменению прежних воззрений и избранию новых социальных путей.
Мы стоим на рубеже двух эпох. Капитализм выродился в форму порабощения народных масс незначительным меньшинством. Народы начинают прозревать, и разгорается борьба против поработителей. Значит ли это, что капитализм будет спасен полицейскими диктатурами или заменится коммунизмом?
Конечно, нет: мы переживаем переходный период, и все государственные уклады, которые возникли ныне, носят временный характер и только с течением времени смогут вылиться в постоянные формы, которые приведут человечество к иной организации и дадут ему настоящую свободу.
Россия первой была ввергнута в страшный водоворот, который сокрушил вековые устои ее государственности. Пережив этот тяжелый период, она возродится и приступит к выполнению своей мировой миссии – созданию новой культуры. Россия на пути к великому будущему. Она отольет основы грядущей жизни народов.
Долгие годы стихия разрушения господствовала на необъятных пространствах России. Но созданная веками Российская Держава устояла перед напором разрушительных сил. Ныне она оправляется. Власть пыталась скрыть ее под личиной «СССР», но в душах русских людей вновь ярко сияет священное имя – Р о с с и я.
Разве то, что происходит на Русской земле, не доказывает это? Разве строительство, которое там ведется, не есть дело самого Русского народа, – подлинное его стремление воссоздать свою Родину?
Заслуг коммунистической власти в этом строительстве нет никаких. Наоборот, препятствуя неумелым руководством и бесхозяйственностью, упорствуя в проведении нежизненных идей, коммунисты почти привели его к срыву. Они сознают, что именно в успехах строительства и кроется их погибель, и все же принуждены поддерживать строительный порыв Русского народа, опасаясь его гнева.
Я от всего сердца желаю успеха в творчестве окрепшему и познавшему любовь к Родине русскому человеку. Я всей душой скорблю, что нынешняя власть создала нестерпимые и рабские условия труда, держит народ в голоде и нищете. Но еще немного усилий, немного настойчивости и терпения, и Русский народ расправит могучие плечи и сбросит обветшавшие одежды.
Мои взоры всецело обращены к будущему. Я чувствую лихорадочное стремление Русского народа к обновлению. Я горжусь его жизнеспособностью и жаждой творчества и глубоко страдаю, видя, какие муки ему приходится терпеть в борьбе за лучшее будущее. Но близится час торжества, и недалек тот день, когда весь мир преклонится перед величием свободной России».
Сегодня, глядя беспристрастно, мы видим, что это – одно из самых сильных, смелых и прозорливых обращений Кирилла Владимировича. Но можно, отчасти, понять и консервативных деятелей старой России, органически неспособных согласиться с широтой мышления государя. Многих из них само по себе признание, что в СССР может быть что-то хорошее, ввергло в шок, повлекший неспособность вчитаться в текст Обращения и осознать его истинный смысл. В этом заключалось трагическое противоречие: любя Россию, желая вернуться на Родину и хотя бы умереть там, старые сановники не были готовы принять абсолютно никаких изменений, происшедших с их народом после революции, и увидеть в своей стране не только уродство богоборческой тоталитарной системы, но и вечно живые национальные силы.
Оценив в течение 1932 года ситуацию, император Кирилл Владимирович пришел к выводу, что Государево Совещание себя исчерпало. Приказом № 116 от 20 ноября 1932 года оно было распущено с деликатной формулировкой: «за выполнением им заданий, ему преподанных».
Материалы Государева Совещания и его региональных Отделов и функциональных Комиссий сосредоточились в фонде Канцелярии Его Императорского Величества и в личном фонде Великого князя Андрея Владимировича. Совещанию не суждено было вполне сыграть отведенную ему роль, но его разработки представляют несомненный интерес, а организационный опыт и отдельные предложения сохранили смысл или приобрели новую актуальность. Дальнейшее введение их в научный оборот обогатит корпус источников по истории Российской Империи и русской эмиграции, а также может быть использовано при изучении политических, социальных, культурных и экономических проблем современной России.
А.Н. Закатов
директор Канцелярии Е.И.В.,
канд. исторических наук, доцент,
член Ученого совета РГТЭУ
Международный детский литературный конкурс «Лицо России»
В конце марта 2010 г. стартовал Международный литературный конкурс сочинений детей и юношества, живущих в нынешней Российской Федерации, ближнем и дальнем зарубежье, «Лицо России».
Проводится конкурс по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, его учредителями выступили Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, Патриаршее подворье – храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметьевом дворе, настоятель-священник Михаил Гуляев и Российское Дворянское Собрание.
Конкурс проводится в целях духовного и патриотического воспитания подрастающего поколения, выявления одаренной молодёжи и призван пробудить в детях и юношестве интерес к великой истории России, в том числе к наиболее славным её деятелям, напомнить незаслуженно забытые имена деятелей русской истории, напомнить об идеалах любви, жертвенности, отваги, самоотверженного труда и верного служения на благо России. Важнейшей задачей конкурса является поддержка русского языка и в России, и в странах исторической Российской державы, и в дальнем зарубежье, помощь детям представителей русского рассеяния всех волн, проживающим на территории исторической России и в дальнем зарубежье, возможность почувствовать и укрепить связи с прошлым исторической Родины, не забыть своих корней, приобрести духовно-нравственную поддержку для жизни в среде инокультуры, получить возможность объединения на русской духовно-культурной основе со своими соотечественниками в России и за рубежом.
Это конкурс сочинений о выдающихся личностях России, внесших наибольший вклад в создание и укрепление Российской державы, её государственной мощи, в её духовное, культурное, интеллектуальное развитие, в созидание идеалов добра, любви, мирного сосуществования. Оргкомитет конкурса надеется привлечь внимание общественности, политических деятелей и предпринимательской элиты к проблеме правильного воспитания подрастающего поколения, молодёжи на достойных идеалах и духовно-культурных традициях многовековой России.
Сочинения будут приниматься до 1 августа 2010 года в электронном виде на сайте конкурса www.faceofrussia.ru, где можно найти и подробную информацию о нем. Там же разместятся сочинения, признанные лучшими, по ним будет производиться «зрительское голосование». К 1 сентября завершится предварительный отбор 30 лучших сочинений, а 14 сентября Конкурсная комиссия и Финальное жюри конкурса из известных деятелей науки, культуры и Церкви объявит имена девяти победителей в трех возрастных категориях.
Вручение дипломов и ценных подарков лауреатам состоится в Москве 4 ноября – в рамках празднования Дня народного единства.
Свое участие в конкурсе уже подтвердили не только многие детские образовательные учреждения России, но и организации российских соотечественников в десятках стран мира. Среди них Эстония, Латвия, Дания, Китай, Казахстан, Киргизия, Швеция, Египет, Марокко.
Конкурс поддержали Международный совет российских соотечественников, Всемирный координационный совет российских соотечественников, другие общественные организации и авторитетные деятели науки и культуры. Он проводится при поддержке Департамента по работе с соотечественниками МИД РФ, Администрации Президента России.
Приветствие конкурсу «Лицо России» направил Е.И.В. Наследник Главы Российского императорского Дома Цесаревич и Великий Князь Георгий Михайлович. В нём, в частности, говорится: «…история непрерывна. Мы все живем в истории и творим её. Личная жизнь каждого из нас, жизнь нашего народа и, в целом, всех людей на Земле определяется нерасторжимо связанными между собой памятью о пройденном, созиданием настоящего и надеждой на будущее.
Наши предки, служившие идеалам Веры, Любви, Правды, Благочестия и Верности, оставили нам героические примеры для подражания, сознание долга и права, понятия чести и достоинства. Мы должны хранить в наших сердцах уважение к ним и благодарность… Справедливое и всестороннее изучение опыта великих сынов и дочерей Отечества, живших в минувшие эпохи, поможет найти решение многих проблем, волнующих нас сегодня».
К юным участникам конкурса обратился и Предводитель РДС князь Григорий Гагарин, член Попечительского Совета конкурса: «Этот конкурс интересен и тем, что дает вам возможность выразить свое личное отношение к выдающимся представителям исторической России, и тем, что позволяет рассказать о тех деятелях нашей страны, чьи имена незаслуженно оказались в тени или совсем забыты. Может быть, это даже представители вашей собственной семьи, или те, с кем были знакомы ваши дедушка и бабушка, ваши родители».
Семья – Малая Церковь как спасение русской нации
Подвал редакции
На обсуждение соборной встречи Всемирного Русского Народного Собора в Екатеринбурге 15 июля 2009г. был вынесен самый важный и острый вопрос – о возрождении семьи. Он является таковым по простой причине: если не решим этот вопрос, то остальные будет решать некому. Причем судьба русской семьи неразрывно связана с судьбой русской нации и судьбой самой России. Русские семьи составляют русскую нацию, а русская нация является государствообразующей, как хребет скрепляющей огромную многонациональную и поликонфессиональную Россию. Поэтому происходящее вымирание русской нации грозит кровавыми конфликтами типа происшедших в Кондопоге и Косово, грозит страшным распадом России.
Что же происходит и как предотвратить надвигающуюся беду?
В 2007 г. приняты первые ощутимые материальные меры по стимулированию рождаемости. Есть понимание необходимости дальнейшего увеличения материального стимулирования.
При этом стимулируется не рождаемость прежде всего в русских семьях, а во всех семьях. В этом смысле показателен плакат, развешенный на всех станциях московского метро. На нем фотография интересной женщины с тремя детьми и надпись «Стране нужны ваши рекорды». Причем эта женщина не русская. И пусть она получит так называемый материнский капитал, пусть четвертого родит. Только как быть с русскими семьями, в большинстве которых только один ребенок? А один ребенок – это сокращение русских в два раза в течение одного поколения…
Стимулирование рождаемости не носит адресного характера, потому что в России русские стесняются признавать себя русскими. Пока прозябаем по Сталину, который о русских и русском вспомнил только тогда, когда потребовалось спасать себя и страну.
Надо обратить внимание и на размер материального стимулирования рождаемости. До 2007 г. он был смехотворен, теперь на материнский капитал можно купить два метра жилплощади в Москве. В масштабах страны выделены деньги, с одной стороны, немалые, но с другой – такие, которые уходят, не решив ни одной сегодняшней проблемы. При этом мы направляем многие миллиарды долларов на помощь нациям других государств.
Сделаны официальные прогнозы о том, что в годы второго десятилетия ХХI века в результате принимаемых мер прекратится депопуляция и начнется прирост населения. Но давайте вспомним, что в первой половине и середине 1990-х годов происходило катастрофическое падение рождаемости. А именно к 2015-2020 гг. в детородный возраст вступит поколение девяностых годов; вряд ли от него можно ожидать рекордов, предотвратить бы очередное падение рождаемости.
Принимаемые меры по стимулированию рождаемости намного улучшили ситуацию, однако смертность продолжает превышать рождаемость. А с 1992 по 2000 гг. естественная убыль населения составила 7 миллионов человек. Ситуацию смягчили мигранты, но и с ними убыль населения составила почти 2 миллиона человек с 1989 по 2002 гг.
И здесь подходим к главному, к тому, что пока не осознается ни обществом, ни власть предержащими. При выработке стимулирующих мер преобладал привычный материалистический подход, разработчики мер были искренне уверены, что денежными ассигнованиями на различные пособия, на здравоохранение решат проблему. Однако давайте обратимся к уже имеющемуся историческому опыту Западной и Центральной Европы. Там тоже думали, что деньги решают все. Там установлены многократно бо'льшие пособия, чем у нас. Скажем, во Франции можно иметь двух детей и вообще не работать, живя на пособия. А каким был результат такого подхода? После некоторого непродолжительного повышения рождаемости все вернулось на круги своя. Выяснилось, что главная причина вымирания коренных европейцев не в нехватке денег, а в духовно-нравственной деградации, дехристианизации!
Именно духовно-нравственная деградация – в первую очередь утрата христианского ощущения предназначения мужчины и женщины и, соответственно, семьи как Малой Церкви – породила демографическую проблему. Происходит воспитание людей как потребителей. А потребителям нужен очередной новый товар, нужно «оттянуться по полной», и тут ребенок – помеха, семья – помеха… Поэтому потребительские ценности как идеология приводят к вымиранию и французов, и немцев, и евроамериканцев, и… русских!
Поскольку жизненный уровень россиян намного ниже, чем в Западной Европе, в России можно надеяться на бо'льшую отдачу от вложенных денег и в течение бо'льшего отрезка времени. Но, как и в Западной Европе, в России проблема материалистически решена не будет.
Вкладыванием огромных денег в адресную систему пособий, в здравоохранение, в решение жилищной проблемы можно максимум – добиться простого воспроизводства населения и небольшого преобладания рождаемости над смертностью. И то нет гарантии, что это произойдет. И будут ли у России огромные деньги на это?
Существенное увеличение количества детей в русских семьях – до такого количества, при котором русские сохранят себя как государствообразующую нацию и, соответственно, сохранят территориальную целостность России – возможно только в результате отхода от идеологии общества потребления. А отхода куда?
Ведь современному капитализму соответствует и выгодно именно общество потребления. И крупные капиталисты настолько доминируют на Западе, что, судя по всему, Запад смиряется с перспективой превращения коренного населения в национальное меньшинство со всеми вытекающими отсюда последствиями, труднопредсказуемыми и тяжелыми. Мы находимся в начале перемен, которые могут оказаться сопоставимыми с великим переселением народов, только в эпоху электроники и ядерного оружия. Причем не думаю, что многих наших многонациональных миллиардеров заботит судьба русской семьи и нации. Наконец, в России нет правой консервативной партии, отстаивающей традиционные устои русского народа.
Но в России есть то, чего нет нигде. Есть Русская Православная Церковь. Только она предлагает путь, на котором возможно возрождение русской семьи, нации и России. Этот путь – возвращение к христианскому, православному пониманию предназначения мужчины и женщины, к семье как Малой Церкви.
Возможно ли возвращение к этому? Хотя православными называет себя большинство народа, но воцерковлены, исповедуются и причащаются только примерно пять процентов. То есть семей – Малых Церквей менее пяти процентов, а требуется, чтобы таковыми в той или иной степени стало большинство. Задача почти невозможная, но возможно было остановить и победить гитлеровцев? Возможно было от социалистического тоталитаризма самостоятельно перейти к буржуазно-демократическому строю? И то, и другое смогла сделать только Россия. Нельзя было не победить в войне и не перейти, точнее не возвратиться из цивилизационного тупика в естественное русло исторического процесса. А раз нельзя иначе, то России и прежде всего русской нации пришлось совершить почти невозможное. Одновременно история показывает насколько тяжело даются свершения как бы от противного.
До революции были замечательные русские православные семьи, но были и разные; не всегда главы семей – мужчины соответствовали своему предназначению. И все же в целом, при церковном окормлении, сохранялись нормальные обычные семьи и была высокая рождаемость. Потом попытались построить рай на земле, без Бога; этой утопической попытке соответствовала и попытка создать совершенную – свободную равноправную семью. В результате мы оказались на обломках социализма (хорошо, что не под ними), подорвали традиционную русскую семью и не создали идеальной новой. Достаточно сказать, что в столице более 70% браков заканчиваются разводами, а в целом по стране – более 50%.
Русская православная семья была не идеальной до революции, однако она была. Она обеспечивала существование и русской нации, и России. А идеального в истории быть не может. И сейчас стоим перед духовно-историческим выбором: возродим русскую православную семью – Малую Церковь или уйдем из исторического бытия, уступим место другим, инородцам и иноверцам, ведь свято место пусто не бывает.
История требует от русских совершить духовно-нравственный подвиг –возродить семью. Для этого русским дан духовный наставник и лидер – Русская Православная Церковь. Возрождение русской семьи и нации придет в их воцерковлении и церковно-государственной симфонии.
В.М. Лавров,
доктор исторических наук,
заместитель главного редактора,
заместитель директора Института российской истории РАН