Россия превыше всего


Интервью Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Олега Щербачева. В преддверии Юбилейного Всероссийского Дворянского Съезда, посвященного 25-летию воссоздания РДС, несмотря на большую занятость, Олег Вячеславович любезно согласился ответить на вопросы Вахтанга Якобидзе, обозревателя газеты «Добрые Люди».


- Как происходил процесс воссоздания Российского Дворянского Собрания?

- Российское дворянское сословие пережило страшное время. В результате кровавого террора была уничтожена почти треть дворянства, треть эмигрировала, и примерно столько же осталось в России. Часть из них вынуждена была приспособиться к новым условиям жизни и старалась больше не вспоминать о своем происхождении. Но были и такие, которые не смогли вжиться в систему. Они держались вместе и не забывали о том, кто они есть на самом деле.

В Москве существовал своеобразный семейно-дружеский, если можно так выразиться, круг людей из аристократических семейств, которые поддерживали друг с другом тесные контакты. В этот круг входили князья Голицыны, Трубецкие, графы Бобринские, Толстые и ряд других фамилий. Но на этом в силу известных причин все и заканчивалось.

Интервью Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Олега ЩербачеваВ начале перестройки в стране создавалась масса разных обществ и организаций. Тогда, на этой волне у группы людей возникла идея создать, а точнее воссоздать Российское Дворянское Собрание. И вот 10 мая 1990 года, то есть 25 лет назад, около 50 человек в помещении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, которое располагалось на Варварке в Знаменском монастыре, решили организовать Союз потомков Российского дворянства. Состоялось учредительное собрание. Это было значительным событием для того времени (был еще СССР) и весьма смелым шагом, ведь на протяжении нескольких десятков лет дворяне в России находились в буквальном смысле в подполье.

Интервью Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Олега ЩербачеваМожет, несколько забегая вперед, хочу отметить очень важную деталь: сразу же была создана серьезная генеалогическая служба, которую возглавил Сергей Алексеевич Сапожников. Было установлено, что принимать в РДС будут не по знакомству, а по документам, свидетельствующим о дворянском происхождении. Таким образом, был задан правильный вектор. Так что те, кто полагал, что Дворянское Собрание станет не более чем клубом по интересам, ошиблись. В результате из 50 человек, присутствовавших на учредительном собрании, в конечном итоге, подтвердили происхождение и вступили в Собрание всего 16 человек. Остальные же либо не стали доказывать свое дворянское происхождение, либо не смогли представить соответствующие документы.

Кто возглавил, а точнее, кто стал первым предводителем РДС?

Члены РДС с принцем Филиппом- Первым предводителем Дворянского собрания был избран художник-иллюстратор князь Андрей Кириллович Голицын, родственник известного художника Иллариона Голицына. Андрей Кириллович возглавлял РДС на протяжении 12 лет, после чего наши пути разошлись. Герольдмейстером с первых дней стал уже упомянутый мною Сергей Алексеевич Сапожников. К слову, его отец Алексей Львович еще в советские времена был известным генеалогом, дружившим с Ю.Б. Шмаровым и А.А. Григоровым. А приемную комиссию возглавил граф Николай Николаевич Бобринский.

- А в дальнейшем?

- В 2002 году был избран князь Андрей Сергеевич Оболенский, а Московским предводителем стал Сергей Алексеевич Сапожников. Андрей Сергеевич был уже в преклонном возрасте, поэтому в 2006 - 2008 гг. было решено поручить исполнять обязанности предводителя РДС первому вице-предводителю г-ну Сапожникову, в тоже время оставляя за ним и Московское Дворянское Собрание. В 2008 году предводителем РДС был избран князь Григорий Григорьевич Гагарин, а вместо покинувшего должность предводителя МДС Сергея Сапожникова Ваш покорный слуга. А на съезде 26 апреля 2014 года я был избран также и предводителем РДС, таким образом, объединив две должности, как то было первые 12 лет существования Собрания.

- Раз уж речь зашла о Вас, то было бы интересно узнать, когда Вы вступили в РДС?

Интервью Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Олега Щербачева- Я пришел в РДС одним из первых. Где-то 12 или 13 мая. А произошло это так. Моя бабушка прочла в «Вечерней Москве» маленькую заметку про образование Союза потомков Российского дворянства и сообщила об этом мне, поскольку я уже тогда весьма интересовался генеалогией. Я как будто ждал этого и сразу же пошел на Варварку. Тогда еще не была сформирована приемная комиссия, и меня просили прийти чуть позже. В итоге, я зарегистрировался 5 июля 1990, а с 27 сентября того же года стал работать в Департаменте Герольдии. Еженедельно (а потом и два раза в неделю) я проводил генеалогические консультации для всех желающих вступить в Собрание или просто решивших заняться своей родословной.

- Какая атмосфера царила в РДС в первые годы?

Интервью Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Олега Щербачева- Атмосфера первые годы существования РДС была абсолютно уникальная. Буквально вырвавшись из советского пресса, загнанная на долгие годы в катакомбы русская аристократия, наконец, почувствовала вкус свободы. Люди перестали бояться и скрывать свое дворянское происхождение. В общем, климат был по-настоящему родственным - и в переносном, и в прямом смысле слова. Дело в том, что именно в РДС многие родственники нашли друг друга. В этом, безусловно, большая заслуга нашей организации.

- Что вы считаете особенно важным в становлении РДС?

Интервью Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Олега Щербачева- Хотя и прошло всего 25 лет с момента создания РДС, но можно без преувеличения сказать, что состоялась целая эпоха. Я бы выделил несколько аспектов в становлении нашей организации. Об одном из них я уже говорил: это генеалогическая деятельность Департамента Герольдии и строгая доказательность дворянского происхождения.

Во-вторых, РДС практически сразу стало позиционировать себя как общероссийская организация. У нас образовались и продолжают образовываться региональные Дворянские Собрания. Возникали центры не только в регионах РФ, но и на территории Белоруссии, Украины, Прибалтики, Грузии, даже в дальнем зарубежье - в Болгарии и Австралии. Некоторые создавались независимо от нас, но затем все, так или иначе, влились в РДС. Сейчас у нас примерно 70 филиалов. В 1992 году состоялось первое заседание совета объеденного дворянства, который стал высшим органом РДС между съездами. Эта структура организации существует и поныне.

Интервью Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Олега Щербачева В-третьих, важнейшим для РДС стало налаживание самых тесных отношений с Российским Императорским Домом. На первых порах важную роль в этом сыграл князь Зураб Константинович Чавчавадзе, затем – тогдашний первый вице-предводитель РДС князь Вадим Олегович Лопухин, который и сейчас курирует все великокняжеские визиты. В 1991 году мы получили, так сказать, благословение Главы Императорского Дома Е.И.В. Великого Князя Владимира Кирилловича, который подписал наш первый Устав.

Интервью Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Олега ЩербачеваСледует подчеркнуть, что РДС явилось фактически инициатором возвращения Императорского Дома на Родину и его инкоропорации в общественную жизнь России. Если первый визит Великого Князя Владимира Кирилловича Дворянское Собрание не готовило, это была инициатива А.А. Собчака, то последующие визиты Императорского Дома были при деятельном участии РДС.

Интервью Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Олега ЩербачеваЧетвертый, на мой взгляд, важнейший аспект – это взаимодействие Дворянского Собрания с Русской Православной Церковью. Хотя российское дворянство и до 1917 года являлось многонациональным и многоконфессиональным, таким же является и теперь, но Патриарх всея Руси для нас – безусловный нравственный арбитр. Нельзя не отметить, что покойный патриарх Алексий II принадлежал к дворянскому роду Ридигеров, был почетным членом РДС и много сделал для становления нашей организации. С нынешним Предстоятелем Русской Православной Церкви Патриархом Кириллом нас также связывают плодотворные и теплые отношения.

Пятый аспект – это издательская деятельность. Борисом Прохоровичем Краевским было выпущено 10 альманахов «Дворянское Собрание», на редкость удачных. С.А. Сапожниковым и В.А. Благово совместно с издательством «Центрполиграф» осуществлен грандиозный книжный проект «Россия забытая и неизвестная» - в рамках этого проекта к настоящему времени выпущено более 100 книг по разным аспектам истории России, белого движения, эмиграции. С 1992 года выпускалась газета «Дворянский вестник», а с 2009 – «Дворянский мир Москвы».

Интервью Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Олега ЩербачеваОтдельно хочу отметить наши дворянские балы. Сейчас этим уже никого не удивишь, а тогда, в начале 90-х, каждый бал становился событием. Бальная традиция не прекращается на протяжении всех 25 лет нашего существования. Могу без ложной скромности сказать, что здесь мы были законодателями моды.

Конечно, нужно упомянуть и многочисленные научные конференции – совместно с Историческим музеем, Российской Государственной библиотекой и другими серьезными научными организациями, различные культурные акции, в частности, литературно-музыкальные салоны, выставки ассоциации художников Дворянского Собрания, интеллектуальные вечера («журфиксы») и т.д. – все перечислить невозможно. Но каждое из направлений является весьма важным для Дворянского Собрания.

- А как отнеслись к созданию РДС зарубежные дворянские организации? Приняли ли они какое-то участие в его образовании, и как вообще складываются отношения с ними?

Интервью Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Олега Щербачева- Нет. Никакого участия они не принимали. В мире существуют две большие независимые организации. Первая с центром в Париже, которую в ту пору возглавлял князь Сергей Сергеевич Оболенский, и вторая - с центром в Нью-Йорке, во главе с князем Алексеем Павловичем Щербатовым.

Отнеслись они к созданию РДС с некоторой настороженностью и скепсисом. В принципе, эту настороженность можно объяснить. Не надо забывать, что в 1990 году был еще Советский союз, КГБ и пр. и пр. Отсюда и вопросы: настоящие ли они дворяне? А если и настоящие, не под колпаком ли «известной организации» они находятся?

Однако, постепенно родственные, личные контакты начали делать свое дело, и связи стали налаживаться. Важным прорывом я считаю организованную Московским Дворянским Собранием в 2013 году программу мероприятий, на которую было приглашено руководство «парижского» Союза во главе с тогдашним председателем дворянского собрания, ныне покойным Кириллом Владимировичем Кислевским.

Программа включала выставку в Пашкове Доме и конференцию, посвященную 400-летию Дома Романовых, и многое другое, в частности, вечер в Доме Русского зарубежья, посвященный истории «парижского» Союза дворян – можно сказать, первое совместное мероприятие.

- Какие у РДС планы на будущее?

- Разумеется. планов у нас много, но слишком распространяться о них, до их осуществления, я считаю неправильным. В принципе, уже сделано немало и, в первую очередь, следует развивать то, что мы уже имеем. Надо стараться сделать более регулярным выпуск нашей газеты, интенсифицировать работу сайта. В плане также создание генеалогического справочника членов Российского Дворянского Собрания.

Понятно, что воссоединение Крыма с Россией не могло не задеть глубокие чувства представителей дворянства – многие из них имеют исторические связи с этой частью нашего Отечества. Совсем недавно, под эгидой Дворянского Собрания в Крыму прошел форум «Русская Таврида», состоялись различные культурные мероприятия, в том числе, и замечательный бал в Гурзуфе. Мы хотим сделать этот форум ежегодным и, думаю, что у нас получится.

В общем, будем продолжать работать на благо Отечества и служить ему, как это делали наши предки. Для нас Россия превыше всего.


Беседовал Вахтанг Якобидзе

Опубликовано: газета «Добрые Люди» 28 Мая 2015. http://www.dobrieludi.com/articles/1576/